Предпосылки правоотношений - это необходимые условия, при наличии которых возникают (изменяются, прекращаются) правоотношения.

В науке их принято делить на общие и специальные (юридические) предпосылки.

К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения: а) не менее двух субъектов; б) интересы, потребности (материальные, духовные, физиологические) людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения; в) ценность, благо.

Стремление к удовлетворению разнообразных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина.

Однако одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правоотношения, для этого нужны еще и юридические. К ним относятся:

а) нормы права, которые наделяют участников правоотношений юридическими средствами - правами и обязанностями;

б) юридические факты, которые указывают на те условия, при наличии которых в соответствии с законом возникают правоотношения (действия граждан, решения органов государственной власти и др.);

в) правосубъектность, т.е. наделение участников правоотношений определенными юридическими свойствами;

г) интерес управомоченного. Люди, вступая во взаимоотношения, совершают юридически значимые действия не потому, что существуют юридические предписания, а в целях удовлетворения объективно существующих потребностей и связанных с ними интересов (приобрести, продать вещь, получить образование, создать семью и т.п.). При отсутствии такого интереса никакая норма права не заставит ее адресата действовать в согласии с ее требованиями. Интерес - вот то, что вынуждает человека действовать;

д) поведение - деятельность (правовая активность) участников правоотношений, причем это могут быть как отдельные действия, так и деятельность, а также бездействие, намерение к совершению таких действий.

Необходимо проследить взаимосвязь нормы права и правоотношения, поскольку они органически взаимосвязаны и представляют собой по существу единое целое, жестко предполагают друг друга. Норма без правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие.

Конкретно связь между нормой права и правоотношением выражается в следующем:

1) правоотношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его правовая норма. Субъекты не могут сами, помимо этих норм, устанавливать угодные им правоотношения - такие отношения государственная власть просто не стала бы охранять;

2) правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Иначе говоря, правоотношение - это норма права в действии;

3) норма права и правоотношение - составные части (элементы) единого механизма правового регулирования, без чего он не смог бы работать вообще. Четкость, отлаженность указанного механизма в значительной мере зависят от степени синхронизации и гармонизации правовой нормы и правового отношения;

4) норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы (гипотеза указывает на условия возникновения правоотношения, диспозиция - на права и обязанности его субъектов, санкция - на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникшего на ее основе правоотношения).

На сегодняшний день в литературе сложились две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения. Подавляющее большинство теоретиков считают, что правоотношение есть результат регулирующего воздействия правовой нормы на общественное отношение. Последовательность здесь такая: норма права - фактическое отношение - правоотношение. Согласно второй концепции (автор профессор Ю.К. Толстой) правоотношения есть не результат, а средство регулирования общественных отношений. Оно представляет особый вид идеологических общественных отношений, при посредстве которых (через которые) норма права регулирует фактические общественные отношения в их реальной форме. Последовательность в этом случае уже иная: норма права - правоотношение - общественное отношение.

Думается, ближе к истине первая точка зрения. Однако в обоих случаях ясно одно: нельзя понять сущность правоотношения вне связи с правовой нормой, и наоборот.

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения.

* * *

Понятия субъекта правоотношений закон не дает. Такое определение выработано наукой права. Под субъектами правоотношений принято понимать физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений.

Субъекты правоотношения, содержание правоотношения и объекты правоотношения образуют его состав.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в теории права на этот счет делаются определенные оговорки: 1) конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; 2) новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; 3) правоотношения – не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

Из истории известно, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы, которые могли быть лишь объектами права (предметом купли-продажи). Не намного отличалось положение крепостных крестьян. Вообще феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий сословий и т.д. В современных цивилизованных странах подобные дискриминации устранены. Так, во Всеобщей декларации прав человека (ст.6) записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Субъектами правоотношений могут признаваться только люди. Точка зрения Л. Петражицкого и некоторых других авторов прошлого о том, что в качестве участников правоотношений могут выступать животные, в настоящее время никем из правоведов не разделяется.

Субъекты права подразделяются, прежде всего, на индивидуальные(физические лица) и коллективные(юридические лица). К индивидуальным субъектам относятся: граждане суверенного государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию: государство в целом; государственные органы и учреждения; общественные объединения (в том числе религиозные организации); административно-территориальные единицы; субъекты РФ; избирательные округа; промышленные предприятия; иностранные фирмы; специальные субъекты (юридические лица).

По российскому законодательству не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц. Признаки юридического лица сформулированы в ст.48 ГК РФ. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и выполнять обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Не всякий коллектив людей может выступать вообще субъектом права. Например, семья или учебная группа, кафедра или другие подобные общности такими качествами не обладают. Это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур, а лишь более или менее устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией.

Все участники правоотношений, независимо от их видовой принадлежности, должны обладать определенными свойствами, т.е. быть наделены правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностью в случае совершения ими правонарушения). В своем единстве эти компоненты образуют правосубъектность.

Правосубъектность - свойство субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.

Правоспособность - способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юридические обязанности. Существуют различия между правоспособностью физических и юридических лиц. Это отличие связано преимущественно с моментом возникновения правоспособности. Для физических лиц она начинается с рожденья и завершается со смертью. Правоспособность же юридических лиц неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.

Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику французским Гражданским кодексом 1804 года, после чего данной категорией стали пользоваться и английское, и немецкое гражданское право. Лишь в дальнейшем категория «правоспособность» приобрела более широкое значение, чем институт гражданского законодательства.

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством. В нашем законодательстве нет определения общей правоспособности, но в общей теории права оно сложилось.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, судьи, врача, ученого и т.д.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях.

Под дееспособностью субъекта понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

Если дееспособность юридического лица возникает вместе с правоспособностью, то по отношению к физическим лицам дело обстоит иначе. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица. Закон исходит из того, что гражданская дееспособность в полном объеме наступает с совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. В специально указанных в законе случаях (со времени вступления в брак - так называемой эмансипации - ст.27 ГК РФ) полная дееспособность может наступать и до достижения совершеннолетия.

Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители - родители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей и попечителей. Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст.26 ГК РФ). Такая дееспособность именуется частичной дееспособностью.

Бывают случаи, когда лица ограничиваются в дееспособности по суду - это хронические алкоголики, наркоманы.

Разновидностью дееспособности является трансдееспособность, т.е. способность субъекта своими действиями создавать для других лиц права и обязанности и его способность принимать на себя права и обязанности, возникающие в результате действий других лиц. Так, согласно ст.182 ГК РФ сделка, совершаемая представителем от имени представляемого, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Ряд исследователей исходят из того, что деликтоспособность как способность лица отдавать отчет в своих действиях и нести за них ответственность (в зависимости от тяжести проступка наступает с 14, 16, 18 лет) выступает одной из форм проявления дееспособности субъекта. Другие ученые считают, что деликтоспособность – самостоятельный элемент правосубъектности.

* * *

В любом правоотношении принято выделять материальное, волевое и юридическое содержание. Под материальным содержанием понимают то фактическое поведение, которое совершают участники этого правоотношения. Под волевым содержанием - государственную волю, воплощенную в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников. Юридическое же содержание образуют субъективные права и юридические обязанности, т.е. те юридические средства, которые обеспечивают действия, поведение сторон правоотношения.

Впервые понятие субъективного права как меры возможного поведения управомоченного предложил профессор С.Н. Братусь. Сам термин «субъективное право»означаетгарантируемые законом вид и меру возможного или дозволенного поведения лица.

Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многопланова, она может выступать как право-поведение, право-пользование, право-требование и право-притязание. В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило - первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. Иначе мы будем иметь дело не с субъективным правом, а с простой дозволенностью (разрешенностью), которая вытекает из принципа любого демократического общества: «что не запрещено, то разрешено». Таких дозволений в повседневной жизни множество: ходить на прогулки, слушать музыку, читать, писать и так далее, но все это не субъективные права, и они не составляют содержания правоотношений.

Каждая из составных частей субъективного права именуется правомочием. В разных правах их больше или меньше. В праве собственности три: владение, пользование и распоряжение имуществом. А скажем, право на свободу слова (гражданское право) включает в себя возможность гражданина выступать на различных собраниях и митингах, иметь доступ на средства массовой информации (печать, радио, телевидение), заниматься литературным и художественным творчеством и пр. Однако общая структура субъективного права остается четырехчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и типичные их свойства.

Право-поведение включает в себя возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия.

Право-пользование представляет собой возможность управомоченного пользоваться определенным социальным благом. Так, собственник вправе пользоваться вещью, извлекать из нее полезные свойства, распоряжаться ею по своему усмотрению. Никто не вправе оказывать ему препятствия в этом.

Право-требование означает возможность управомоченного требовать от обязанных лиц совершения определенных действий, предусмотренных законом или договором. Так, согласно ст.351 ГК РФ залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства в случае нарушения залогодателем правил о замене предмета залога.

Право-притязание означает такое правомочие, которое предполагает возможность управомоченного в случае нарушения его прав прибегнуть к защите, т.е. к юридической возможности требовать использования государственно-принудительных мер.

Наши рекомендации