Предмет и структура теории государства и права

Предисловие

Имеющиеся многочисленные учебники и курсы лекций по теории государства и права содержат абстрактные теоретические положения о государстве и праве, подчас весьма сложные юридические понятия и категории. Студенты в этой связи испытывают некоторые трудности при изучении данного "неконкретного" предмета.

Особенность же предлагаемого учебного пособия как раз и заключается в том, что оно освещает соответствующий государственному стандарту и учебной программе курс теории государства и права, представленный в виде схем, определений и комментариев.

Ценность схем состоит в том, что они призваны иллюстрировать основные теоретические положения и "включать" зрительную память, содействовать "наращиванию" ассоциаций. Учитывая, что теория государства и права - абстрактная наука и, соответственно, учебная дисциплина, схематическое изложение понятий будет способствовать усвоению материала. Вместе с тем важно помнить о том, что любые схемы отображают информацию весьма условно, подчас односторонне. Поэтому к схемам нужно относиться философски, имея в виду, что они отражают лишь некоторые главные, основные стороны изучаемого понятия. Всех деталей в схемах быть не может.

Ценность определений заключается в том, что они содержат в системном виде существенные признаки того или иного понятия, с помощью которых данное понятие можно отличить от другого. Определения понятий в концентрированной форме отражают костяк всего курса теории государства и права, выступают его своеобразным научно обоснованным "скелетом". Знать эту наиболее значимую информацию крайне необходимо, ибо именно она представляет собой фундамент учебной дисциплины, именно ее, как правило, спрашивают в качестве дополнительного или уточняющего вопроса.

Несмотря на то что учебное пособие написано на основе современных научных разработок и полученных новых данных, оно в более-менее доступной форме излагает и комментирует те или иные теоретические положения.

Подобные вспомогательные средства (изложение учебного материала в схемах, определениях и комментариях), думается, облегчат процесс понимания студентами основных теоретических положений изучаемой дисциплины, будут способствовать получению ими упорядоченных знаний, необходимых для юриста в его практической деятельности.

Автор выражает благодарность рецензентам - доктору юридических наук, профессору С.А. Комарову и доктору юридических наук, профессору А.С. Мордовцу.

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Метод теории государства и права

Метод науки - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания (схема 1.5).

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить следующим образом:

1) всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (метафизика и диалектика);

2) общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов (анализ, синтез, системный подход, эксперимент);

3) частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук (социологический, статистический, кибернетический и др.);

4) частноправовые методы - это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно-правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими (формально-юридический и сравнительно-правовой).

Происхождение государства и права

Основные теории происхождения государства

(схема 2.5)

Сущность и типы государства

Функции государства

Формы государства

Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский, деспотический и др.).

Схема 5.6

┌────────────────────────────────────┐

│Политический (государственный) режим│

└─────────────────┬──────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────┴────────┐ ┌─────────┴─────────┐

│ Демократический │ │Антидемократический│

└───────────────────┘ └─────────┬─────────┘

┌─────────┴─────────┐

│ Авторитарный │

└─────────┬─────────┘

┌─────────┴─────────┐

│ Тоталитарный │

└─────────┬─────────┘

┌─────────┴─────────┐

│ Фашистский │

└─────────┬─────────┘

┌─────────┴─────────┐

│ Деспотический │

└───────────────────┘

и др.

Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Схема 5.7

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Признаки демократического режима │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┬───┘

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Население участвует в формировании │ │

│ и осуществлении государственной власти ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Решения принимаются большинством с │ │

│ учетом интересов меньшинства ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Предполагает существование правового │ │

│ государства и гражданского общества ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Провозглашение и реальное обеспечение │ │

│ прав и свобод человека и гражданина ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Политический плюрализм ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Верховенство закона ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Доминируют методы компромисса, согласования ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│Выборность и сменяемость центральных и │ │

│местных органов государственной власти ├───────────┘

└───────────────────────────────────────────────┘

и др.

Механизм государства

Принципы права

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность и закономерности права как специфического социального регулятора.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Первые действуют во всех без исключения отраслях права, вторые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, третьи обслуживают только одну отрасль права.

Схема 8.5

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Основные теории правопонимания ├────┐

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Естественно-правовая - право есть совокупность естественных │ │

│прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Историческая - право есть совокупность правовых обычаев │ │

│(Гуго, Пухта, Савиньи и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Нормативистская - право есть пирамида не зависящих от сущего норм│ │

│(Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Материалистическая - право есть возведенная в закон воля │ │

│господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Психологическая - право есть правовые эмоции личности │ │

│(Петражицкий, Росс, Рейснер и др.) ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Социологическая - право есть реализация законов, юридические │ │

│действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.) ├────┘

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

и др.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права) (схема 8.6).

Типы права

Нормы права

Структура нормы права

Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Схема 12.1

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Признаки норм права ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Общеобязательность ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Формальная определенность ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Связь с государством ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Предоставительно-обязывающий характер ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Микросистемность ├──────┘

└───────────────────────────────────────────┘

и др.

Таких частей три:

1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

Схема 12.2

┌──────────────────────────────┐

│ Элементы структуры нормы │

│ права │

└──────────────┬───────────────┘

┌──────────────┴───────────────┐

│ Гипотеза (условие) │

└──────────────┬───────────────┘

┌──────────────┴───────────────┐

│ Диспозиция (модель поведения)│

└──────────────┬───────────────┘

┌──────────────┴───────────────┐

│ Санкция (последствия) │

└──────────────────────────────┘

Классификация норм права

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм (схема 12.5).

Схема 12.3

┌───────────────────────────┐

│ Законодатель может: │

└───────────────────────────┘

┌──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┐

│ │ │ │

┌───────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐

│все три элемента│ │ в одну статью │ │ элементы │ │ элементы │

│ логической │ │ нормативного │ │ изложить │ │ изложить │

│структуры нормы│ │ акта включить │ │ в нескольких │ │ в нескольких │

│ права включить │ │ несколько │ │статьях одного│ │ статьях │

│ в одну статью │ │ правовых норм │ │ и того же │ │ различных │

│ нормативного │ │ │ │ нормативного │ │ нормативных │

│ акта │ │ │ │ акта │ │ актов │

└────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘

Схема 12.4

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Способы изложения норм права в статьях нормативных актов │

└─────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘

┌─────────────────────┼─────────────────────┐

│ │ │

┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐

│ Прямой │ │ Отсылочный │ │ Бланкетный │

└────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘

Схема 12.5

┌───────────────────────┐

│ Виды норм права │

└───────────┬───────────┘

┌─────────────┬──────────────┼─────────────┬───────────────┐

│ │ │ │ │

┌─────┴─────┐ ┌─────┴──────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴──────┐ ┌──────┴─────┐

│по функцио-│ │по предмету│ │ по их │ │ по методам │ │ по методам │

│ нальной │ │ правового │ │ характеру │ │ правового │ │ правового │

│ роли │ │ регулиро- │ │ │ │ регулиро- │ │ регулиро- │

│ │ │ вания │ │ │ │ вания │ │ вания │

└─────┬─────┘ └─────┬──────┘ └─────┬─────┘ └─────┬──────┘ └──────┬─────┘

│ │ │ │ │

┌─────┴───┐ ┌──────┴────┐ ┌──────┴─────┐ ┌────┴───────┐ ┌────┴─────┐

│Исходные │ │ Конститу- │ │Материальные│ │Императивные│ │Постоянные│

│ нормы │ │ ционные │ └──────┬─────┘ └────┬───────┘ └────┬─────┘

└─────┬───┘ └──────┬────┘ │ │ │

│ │ ┌──────┴─────┐ ┌────┴────────┐ ┌───┴─────┐

┌─────┴───┐ ┌──────┴────┐ │Процессуаль-│ │Диспозитивные│ │Временные│

│ Общие │ │Гражданские│ │ ные │ └────┬────────┘ └─────────┘

│ нормы │ └──────┬────┘ └────────────┘ │

└─────┬───┘ │ ┌────┴────────┐

│ ┌──────┴────┐ │Поощрительные│

┌─────┴───┐ │Администра-│ └────┬────────┘

│Специаль-│ │ тивные │ │

│ные нормы│ └──────┬────┘ ┌────┴────────┐

└─────────┘ │ │ Рекоменда- │

┌──────┴────┐ │ тельные │

│ Земельные │ └─────────────┘

└───────────┘

и т.д.

Формы права

13.1. Понятие и виды форм (источников) права

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Выделяют четыре основные формы права:

- нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

- правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

- юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);

- нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

Схема 13.1

┌───────────────────┐

│ Формы права │

└─────────┬─────────┘

┌───────────────────────┬────┴────┬───────────────────────┐

│ │ │ │

┌──┴────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┴──┐

│ Правовой обычай │ │ │ │ Юридический прецедент │

└───────────────────────┘ │ │ └───────────────────────┘

│ │

┌───────────────────┴───┐ ┌───┴───────────────────┐

│ Нормативный акт │ │ Нормативный договор │

└───────────────────────┘ └───────────────────────┘

Правотворчество

Виды правотворчества

Правотворчество - богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

Схема 14.2

┌────────────────────────────────────┐

│ Виды правотворчества │

└─────────────────┬──────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ в зависимости от субъектов │ │ в зависимости от значимости │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество народа в │ │ Законотворчество │

│ процессе проведения │ │ │

│ референдума │ │ │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество │ │ Делегированное │

│ государственных органов │ │ правотворчество │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество отдельных │ │ Подзаконное правотворчество │

│ должностных лиц │ │ │

└──────────────┬──────────────┘ └─────────────────────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ Правотворчество органов │

│ местного самоуправления │

└──────────────┬──────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ Правотворчество │

│ общественных организаций │

└─────────────────────────────┘

Юридическая техника

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания пр<

Наши рекомендации