Предмет и структура теории государства и права
Предисловие
Имеющиеся многочисленные учебники и курсы лекций по теории государства и права содержат абстрактные теоретические положения о государстве и праве, подчас весьма сложные юридические понятия и категории. Студенты в этой связи испытывают некоторые трудности при изучении данного "неконкретного" предмета.
Особенность же предлагаемого учебного пособия как раз и заключается в том, что оно освещает соответствующий государственному стандарту и учебной программе курс теории государства и права, представленный в виде схем, определений и комментариев.
Ценность схем состоит в том, что они призваны иллюстрировать основные теоретические положения и "включать" зрительную память, содействовать "наращиванию" ассоциаций. Учитывая, что теория государства и права - абстрактная наука и, соответственно, учебная дисциплина, схематическое изложение понятий будет способствовать усвоению материала. Вместе с тем важно помнить о том, что любые схемы отображают информацию весьма условно, подчас односторонне. Поэтому к схемам нужно относиться философски, имея в виду, что они отражают лишь некоторые главные, основные стороны изучаемого понятия. Всех деталей в схемах быть не может.
Ценность определений заключается в том, что они содержат в системном виде существенные признаки того или иного понятия, с помощью которых данное понятие можно отличить от другого. Определения понятий в концентрированной форме отражают костяк всего курса теории государства и права, выступают его своеобразным научно обоснованным "скелетом". Знать эту наиболее значимую информацию крайне необходимо, ибо именно она представляет собой фундамент учебной дисциплины, именно ее, как правило, спрашивают в качестве дополнительного или уточняющего вопроса.
Несмотря на то что учебное пособие написано на основе современных научных разработок и полученных новых данных, оно в более-менее доступной форме излагает и комментирует те или иные теоретические положения.
Подобные вспомогательные средства (изложение учебного материала в схемах, определениях и комментариях), думается, облегчат процесс понимания студентами основных теоретических положений изучаемой дисциплины, будут способствовать получению ими упорядоченных знаний, необходимых для юриста в его практической деятельности.
Автор выражает благодарность рецензентам - доктору юридических наук, профессору С.А. Комарову и доктору юридических наук, профессору А.С. Мордовцу.
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Метод теории государства и права
Метод науки - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания (схема 1.5).
Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить следующим образом:
1) всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (метафизика и диалектика);
2) общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов (анализ, синтез, системный подход, эксперимент);
3) частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук (социологический, статистический, кибернетический и др.);
4) частноправовые методы - это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно-правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими (формально-юридический и сравнительно-правовой).
Происхождение государства и права
Основные теории происхождения государства
(схема 2.5)
Сущность и типы государства
Функции государства
Формы государства
Демократический режим
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский, деспотический и др.).
Схема 5.6
┌────────────────────────────────────┐
│Политический (государственный) режим│
└─────────────────┬──────────────────┘
│
┌─────────────────┴──────────────────┐
│ │
┌──────────┴────────┐ ┌─────────┴─────────┐
│ Демократический │ │Антидемократический│
└───────────────────┘ └─────────┬─────────┘
│
┌─────────┴─────────┐
│ Авторитарный │
└─────────┬─────────┘
│
┌─────────┴─────────┐
│ Тоталитарный │
└─────────┬─────────┘
│
┌─────────┴─────────┐
│ Фашистский │
└─────────┬─────────┘
│
┌─────────┴─────────┐
│ Деспотический │
└───────────────────┘
и др.
Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Схема 5.7
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Признаки демократического режима │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┬───┘
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Население участвует в формировании │ │
│ и осуществлении государственной власти ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Решения принимаются большинством с │ │
│ учетом интересов меньшинства ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Предполагает существование правового │ │
│ государства и гражданского общества ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Провозглашение и реальное обеспечение │ │
│ прав и свобод человека и гражданина ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Политический плюрализм ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Верховенство закона ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Доминируют методы компромисса, согласования ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│Выборность и сменяемость центральных и │ │
│местных органов государственной власти ├───────────┘
└───────────────────────────────────────────────┘
и др.
Механизм государства
Принципы права
Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность и закономерности права как специфического социального регулятора.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Первые действуют во всех без исключения отраслях права, вторые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, третьи обслуживают только одну отрасль права.
Схема 8.5
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Основные теории правопонимания ├────┐
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Естественно-правовая - право есть совокупность естественных │ │
│прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.) ├────┤
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Историческая - право есть совокупность правовых обычаев │ │
│(Гуго, Пухта, Савиньи и др.) ├────┤
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Нормативистская - право есть пирамида не зависящих от сущего норм│ │
│(Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.) ├────┤
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Материалистическая - право есть возведенная в закон воля │ │
│господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) ├────┤
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Психологическая - право есть правовые эмоции личности │ │
│(Петражицкий, Росс, Рейснер и др.) ├────┤
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Социологическая - право есть реализация законов, юридические │ │
│действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.) ├────┘
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘
и др.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права) (схема 8.6).
Типы права
Нормы права
Структура нормы права
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.
Схема 12.1
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ Признаки норм права ├──────┐
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│Общеобязательность ├──────┤
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│Формальная определенность ├──────┤
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│Связь с государством ├──────┤
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│Предоставительно-обязывающий характер ├──────┤
└───────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────┐ │
│Микросистемность ├──────┘
└───────────────────────────────────────────┘
и др.
Таких частей три:
1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;
2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;
3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).
Схема 12.2
┌──────────────────────────────┐
│ Элементы структуры нормы │
│ права │
└──────────────┬───────────────┘
│
┌──────────────┴───────────────┐
│ Гипотеза (условие) │
└──────────────┬───────────────┘
│
┌──────────────┴───────────────┐
│ Диспозиция (модель поведения)│
└──────────────┬───────────────┘
│
┌──────────────┴───────────────┐
│ Санкция (последствия) │
└──────────────────────────────┘
Классификация норм права
Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные виды правовых норм (схема 12.5).
Схема 12.3
┌───────────────────────────┐
│ Законодатель может: │
└───────────────────────────┘
┌──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┐
│ │ │ │
┌───────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐
│все три элемента│ │ в одну статью │ │ элементы │ │ элементы │
│ логической │ │ нормативного │ │ изложить │ │ изложить │
│структуры нормы│ │ акта включить │ │ в нескольких │ │ в нескольких │
│ права включить │ │ несколько │ │статьях одного│ │ статьях │
│ в одну статью │ │ правовых норм │ │ и того же │ │ различных │
│ нормативного │ │ │ │ нормативного │ │ нормативных │
│ акта │ │ │ │ акта │ │ актов │
└────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘
Схема 12.4
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Способы изложения норм права в статьях нормативных актов │
└─────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘
│
┌─────────────────────┼─────────────────────┐
│ │ │
┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐
│ Прямой │ │ Отсылочный │ │ Бланкетный │
└────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘
Схема 12.5
┌───────────────────────┐
│ Виды норм права │
└───────────┬───────────┘
│
┌─────────────┬──────────────┼─────────────┬───────────────┐
│ │ │ │ │
┌─────┴─────┐ ┌─────┴──────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴──────┐ ┌──────┴─────┐
│по функцио-│ │по предмету│ │ по их │ │ по методам │ │ по методам │
│ нальной │ │ правового │ │ характеру │ │ правового │ │ правового │
│ роли │ │ регулиро- │ │ │ │ регулиро- │ │ регулиро- │
│ │ │ вания │ │ │ │ вания │ │ вания │
└─────┬─────┘ └─────┬──────┘ └─────┬─────┘ └─────┬──────┘ └──────┬─────┘
│ │ │ │ │
┌─────┴───┐ ┌──────┴────┐ ┌──────┴─────┐ ┌────┴───────┐ ┌────┴─────┐
│Исходные │ │ Конститу- │ │Материальные│ │Императивные│ │Постоянные│
│ нормы │ │ ционные │ └──────┬─────┘ └────┬───────┘ └────┬─────┘
└─────┬───┘ └──────┬────┘ │ │ │
│ │ ┌──────┴─────┐ ┌────┴────────┐ ┌───┴─────┐
┌─────┴───┐ ┌──────┴────┐ │Процессуаль-│ │Диспозитивные│ │Временные│
│ Общие │ │Гражданские│ │ ные │ └────┬────────┘ └─────────┘
│ нормы │ └──────┬────┘ └────────────┘ │
└─────┬───┘ │ ┌────┴────────┐
│ ┌──────┴────┐ │Поощрительные│
┌─────┴───┐ │Администра-│ └────┬────────┘
│Специаль-│ │ тивные │ │
│ные нормы│ └──────┬────┘ ┌────┴────────┐
└─────────┘ │ │ Рекоменда- │
┌──────┴────┐ │ тельные │
│ Земельные │ └─────────────┘
└───────────┘
и т.д.
Формы права
13.1. Понятие и виды форм (источников) права
Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Выделяют четыре основные формы права:
- нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
- правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
- юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);
- нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
Схема 13.1
┌───────────────────┐
│ Формы права │
└─────────┬─────────┘
│
┌───────────────────────┬────┴────┬───────────────────────┐
│ │ │ │
┌──┴────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┴──┐
│ Правовой обычай │ │ │ │ Юридический прецедент │
└───────────────────────┘ │ │ └───────────────────────┘
│ │
┌───────────────────┴───┐ ┌───┴───────────────────┐
│ Нормативный акт │ │ Нормативный договор │
└───────────────────────┘ └───────────────────────┘
Правотворчество
Виды правотворчества
Правотворчество - богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.
Схема 14.2
┌────────────────────────────────────┐
│ Виды правотворчества │
└─────────────────┬──────────────────┘
│
┌─────────────────┴──────────────────┐
│ │
┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐
│ в зависимости от субъектов │ │ в зависимости от значимости │
└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘
│ │
┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐
│ Правотворчество народа в │ │ Законотворчество │
│ процессе проведения │ │ │
│ референдума │ │ │
└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘
│ │
┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐
│ Правотворчество │ │ Делегированное │
│ государственных органов │ │ правотворчество │
└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘
│ │
┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐
│ Правотворчество отдельных │ │ Подзаконное правотворчество │
│ должностных лиц │ │ │
└──────────────┬──────────────┘ └─────────────────────────────┘
│
┌──────────────┴──────────────┐
│ Правотворчество органов │
│ местного самоуправления │
└──────────────┬──────────────┘
│
┌──────────────┴──────────────┐
│ Правотворчество │
│ общественных организаций │
└─────────────────────────────┘
Юридическая техника
Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания пр<