Юридический состав как совокупность юридических фактов

В юридической литературе совокупность юридических фактов, порождающих правовые последствия, одни учёные называют фактическим, а другие – юридическим составом. Так, О. А. Красавчиков впервые ввёл термин «юридический состав» в теорию юридической фактологии и считает, что термин «фактический состав» является несовершенным, не раскрывающим сущности самого понятия[13].

Понятие «фактический состав» является наиболее удачным, содействующим наилучшему пониманию его содержания. Наряду с юридическим фактом в юридической литературе существует разнообразие определений фактического состава.

В основном исследователи определяют фактический состав как систему юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения и прекращения правоотношений). Не теряют своего научного значения исследования о правовой природе фактического состава, проведённые в советской юридической литературе.

Так, О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский определяют фактический состав как «совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для возникновения предусмотренных правовых последствий»[14].

Обоснованное уточнение М. М. Агаркова, что фактический состав представляет собой комплекс именно разнородных, самостоятельных жизненных обстоятельств, каждое из которых может иметь значение особенного юридического факта[15].

Исследователь О.Ю. Греченкова определяет юридические факты как простые (элементарные) и сложные, т. е. так называемые юридические составы, когда для возникновения юридических последствий необходим не один юридический факт, а совокупность двух и более[16]. Общеизвестно, что юридические факты выступают как основания для возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Но для достижения правовых последствий, как правило, недостаточно наличия одного юридического факта. Необходим уже не один, а несколько взаимосвязанных юридических фактов. Такая совокупность юридических фактов традиционно именуется фактическим или юридическим составом.

Под фактическим составом необходимо понимать совокупность юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления предусмотренных законом юридических последствий. Необходимо различать альтернативный (несколько юридических фактов, которые являются самостоятельными и независимыми друг от друга, порождают одинаковые юридические последствия и содержатся, как правило, в одной норме права) и совокупный фактический состав (система взаимосвязанных юридических фактов, являющихся последовательными и только в своей совокупности порождающими, изменяющими и прекращающими правоотношения).

По мнению С. И. Реутова и В. И. Данилина, вопрос о юридическом значении фактов, входящих в совокупный состав в процессе их накопления, может получить правильное теоретическое обоснование только тогда, когда будет определено наличие двух категорий совокупных фактических составов:

1) составы, элементы которых имеют самостоятельное правовое значение, т. е. юридические факты;

2) составы, представляющие собой совокупность фактов, приобретающих юридическое значение только в момент завершения формирования фактического состава. Наиболее глубоко изучить отдельные элементы фактического состава (юридические факты), понять специфику их функционирования в механизме правового регулирования позволяет классификация, которая имеет достаточно разветвлённую систему.

По характеру связи юридических актов фактические составы классифицируются по следующим категориям:

1) простые, когда порядок накопления юридических фактов не связан с какой-либо последовательностью, фактический состав создаёт правовые последствия только в случае их полного наличия;

2) сложные, которые характеризуются последовательностью и зависимостью фактов, накапливаемых в строго определённом порядке (например, строго закреплена последовательность выступления сторон в судебных дебатах);

3) смешанные, которые включают совокупность простых и сложных фактических составов (например, рассмотрение дела в суде первой инстанции ведет к постановлению судебного решения).

В теории юридической фактологии также можно классифицировать фактические составы по возможности индивидуального регулирования общественных отношений компетентными органами:

1. Определённые, когда юридические факты определены в гипотезе правовой нормы и не допускают включения в их состав оценочных категорий.

2. Относительно определённые (бланкетные) – юридические факты не полностью определены в норме права.

Особенностью бланкетных составов является то, что фактические обстоятельства, обобщённо определённые в норме, порождают юридические последствия только в совокупности с актом юрисдикционного органа.

Юрисдикционным органам предоставляются полномочия в порядке индивидуального регулирования разрешать юридические вопросы, связанные с фактическим составом, с учётом конкретных обстоятельств дела. По объёму накопления юридических фактов фактические составы могут быть классифицированы на следующие группы:

1) оконченные – когда завершён процесс накопления всего комплекса юридических фактов, в полной мере порождающих правовые последствия;

2) неоконченные – когда не завершён процесс накопления юридических фактов для образования фактического состава, но предусмотрена возможность наступления промежуточных правовых последствий.

Классификация по юридическим функциям связана с разграничением правообразующих, право изменяющих и право прекращающих составов. Как и юридические факты, фактические составы подразделяются на правообразующие, право изменяющие и право прекращающие. Правовые последствия, связанные с фактическим основанием, могут выражаться в возникновении, изменении или прекращении правоотношений.

Классификация по содержанию связана с делением фактических составов на два пункта:

1) однородные – включающие юридические факты из одной отрасли права;

2) неоднородные – соединяющие юридические факты из разных отраслей права. Указанная классификация фактических составов свидетельствует, что провести раздел юридических фактов, входящих в их состав, по одному признаку или свойству невозможно.


Наши рекомендации