Понятие и классификация юридических фактов. Фактический (юридический) состав

Юридические факты и их классификация

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений (схема 21).

Классификация юридических фактов:

1) по характеру наступающих последствий:

а) правообразующие;

б) правоизменяющие (в результате которых изменяются существующие правоотношения);

в) правопрекращающие;

2) по количеству входящих в них обстоятельств:

а) простые (юридические факты, в которых содержится только одно обстоятельство, – юридические факты в чистом виде);

б) сложные (юридический состав):

—завершенные (в которых процесс накопления обстоятельств закончен);

—незавершенные (в которых процесс накопления обстоятельств не закончен).

3) по волевому признаку:

а) события (факты, не связанные с волей участников):

– абсолютные (удар молнии, приведший, например, к пожару и уничтожению имущества);

– относительные (уничтожение имущества произошло вследствие пожара вызванного неумышленными действиями лица, например, непотушенный окурок);

б) действия (факты, связанные с волей участников):

–правомерные (которые совершаются в соответствии с нормой права):

—юридические акты (правомерные действия, совершаемые с намерением создать юридические последствия);

—юридические поступки (правомерные действия, совершаемые без намерения создать юридические последствия, нс они возникают);

неправомерные действия не соответствуют требованиям норм, нарушают их Это ~ дисциплинарные или административные правонарушения. Они характерны для сферы управления.

73. Понятие и способы реализации права. Формы непосредственной реализации права.

1) В деятельности государственных органов и должностных лиц:

—в правотворчестве (обычно это деятельность органов государственной власти);

—в правоприменении;

2) со стороны граждан и их объединений.

Это и участие в правовых действиях (референдумы), и в соблюдении обязанностей и использовании своих правомочий. Главная задача – не создать норму, а претворить ее в жизнь, чтобы она порождала юридические последствия.

Реализация права – деятельность, согласная с выраженной в законе волей.

Ее можно рассматривать двояко: как процесс и как конечный результат.

Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями юридических норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммы фактических последовательных действий.

Реализация права как процесс может рассматриваться с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны (не зависящей от конкретных субъектов) реализация права – совершение определенными средствами, в определенной последовательности, в установленные сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны – реализация характеризуется отношением субъекта к реализуемым им правовым установкам, т. е. она характеризуется волей

111Б субъекта в момент совершения предписываемых ему действий.

Субъект исходит из трех соображений:

1)заинтересован в соблюдении юридической нормы;

2)из страха наказания за неисполнение;

3)моральнонравственные соображения (например, осознание общественного долга).

Классификация форм реализации права:

1) по уровню, глубине реализации:

а) реализация общих норм, которая содержится в преамбулах законов и в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права (сюда же входит реализация конституционных норм). Общие нормы реализуются напрямую вне правоотношений;

б) реализация общих норм, устанавливающих либо правовой статус личности (совокупность прав и обязанностей индивида), либо компетенцию коллективного субъекта (компетенция). Эти нормы реализуются вне правоотношений;

в) реализация конкретных правовых норм в не менее конкретных правоотношениях;

2) по субъекту реализации:

а) индивидуальная (значительная часть реализуется индивидами);

б) коллективная форма;

3) по характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы .

а) соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от соблюдения действий, запрещенных действием юридических норм;

б) исполнение (через него реализуются обязывающие нормы) и др.

74. Понятие, признаки и функции применения права.

Особой формой реализации права является его применение.Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц. Применение права имеет следующие признаки:осуществляется уполномоченными государственными органами и дол­жностными лицами (граждане, не являющиеся должностными лица­ми, заниматься правоприменительной деятельностью не могут); имеет государственно-властный характер (является одним из видов государственной деятельности, осуществляется от имени государства в оперативно-исполнительской (позитивное регулирование с помо­щью индивидуальных актов - приказ о приеме на работу и т. д.) и право­охранительной формах); осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; основано на принципах:

ü законности;

ü справедливости;

ü целесообразности;

ü обоснованности;

осуществляется в определенной последовательности:

ü устанавливаются фактические обстоятельства дела;

ü выбираются соответствующие правовые нормы;

ü принимается решение (издается индивидуальный акт);

ü содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц;

ü решение принимается по конкретному делу.

Акты применения права:

должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного орга­на или должностного лица; строго соответствовать нормативно-правовым актам, на основании которых они принимаются; содержать глубокую и полную мотивировку; иметь все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.

Применение права

1. Применение- одна из форм реализации права.

Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, долж­ностных лиц. Это:

ü отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом);

ü отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);

ü отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);

ü отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;

ü иные общественные отношения.

2, К признакам применения права относятся:

ü его осуществление компетентными государственными органами и дол­жностными лицами;

ü соблюдение процессуальной формы;

ü индивидуальный характер;

ü установление конкретных субъективных прав, юридических обязанно­стей, ответственности в случае их нарушения;

ü принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда).

3, Основными стадиями правопримененияявляются:

ü установление фактических обстоятельств дела;

ü исследование и квалификация фактических обстоятельств;

ü решение по юридическому делу.

Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев).

Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение и иссле­дуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними -полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических об­стоятельств.

При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы пра­ва, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая от­ветственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом.

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

ü процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);

ü издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

2. Акты применения праваклассифицируются:

3. по издавшим их субъектам на:

ü акты органов государственной власти (например, постановление Госу­дарственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

ü акты органов государственного управления (например, приказ о при­нятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

ü акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, поста­новление налоговой инспекции о применении определенных мер юри­дического воздействия в отношении конкретного неплательщика на­лога - физического лица, организации);

ü акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

ü акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утвержде­нии конкретного лица на должность главы местной администрации);

по характеру правового воздействия:

ü регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника орга­низации);

ü охранительные (приговор суда по уголовному делу);

по значению:

ü основные (например, решение суда по существу юридического дела);

ü вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);

по форме:

ü устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);

ü резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руково­дителем организации на заявление работника);

ü документированные (указ Президента РФ; приговор суда).

Наши рекомендации