Понятие и структура общества

Первые человекоподобные существа появились 2-3млн лет назад. Современные виды появились значительно позже, примерно 40 т.л. назад. Само же человеческое общество появилось еще позднее.

Причины постепенной трансформации человечества в общество:

1)Запрет инцеста, т.е. запрет брака между близкими родственниками, т.к. инцест вызывал вырождение. Данное мнение более распространено среди восточных ученых.

2)Переход к систематическому занятию трудовой деятельностью (человек не только присваивает, но сам производит, следовательно, привило к появлению социума - социального объединения). Распространенное мнения среди отечественных ученых.

В это период происходит становление сознания, появляется язык, потребность в общении, языка, передаче накопленных знаний из поколения в поколение, совершенствование орудий труда. Это свидетельствует о качественном изменение человека - приближение к современному.

Согласно диалектико-материалиастической теории, понятие и структура общества возникли в результате естественного развития, они не навязаны извне. ГП являются атрибутами человеческого общества, их правовая трактовка невозможна без понятия и структуры общества.

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой форму жизнедеятельности индивидов, обладающих сознанием, объединенных общностью потребностей и интересов, и находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом.

Человеческое общество состоит из индивидов (каждый человек является индивидом), но это не единственные его члены. Общественные потребности ведут к обособлению еще и отдельных групп индивидов, например семьи, классы, народности, нации, профессиональные группировки и т.д. Эти элементы общества постоянно взаимодействуют, т.е. в обществе образуется определенная структура с определенными закономерностями взаимодействия.

С философской точки зрения, структура – закономерные связи между элементами некой системы.

В качестве крупных элементов человеческого общества, определяющую его структуру, выделяют относительно обособившиеся друг от друга сферычеловеческой деятельности:

1. Экономическая. Охватывает отношения по производству или получению, обмену и распределению материальных благ (вещи, продукты).

2. Социальная. Охватывает отношения по воспроизводству социальных качеств человека (важная роль социализации через общение, без него человек не совершит перехода из биологического существа в социальное).

Общение происходит в рамках различных социальных групп (каждый из нас является членом многих одновременно). Причины возникновения социальных групп могут носить естественный, материальный или духовный характер. Примерами могут служить кровные родственники (семья, род), единая территория также может служить причиной объединения (территория общины-государства, страны), единый язык, традиции, мышление, обычаи (народности, нации).

Функционирование этих объединений, взаимодействие с отдельными индивидами влекут социальную социализацию.

3. Кратологическая. Отношения, связанные с управлением отдельными людьми, их группами и обществом в целом.

Взаимодействие отношений требует определенного согласования, упорядоченности, опирающейся на власть, а если ее нет, то не возможен процесс социализации (наступит хаос и пойдет процесс возвращения к первобытному обществу).

Любое общество нуждается во власти, примиряющей, улаживающей разногласия в обществе.

Эту сферу называют, как правило, политической, но это ошибка, т.к. рассматривается структура общества любого времени, а когда говорят о политике, имеют в виду общество, знакомое с Г и П.

4. Духовная. Охватывает отношения по производству, воспроизводству и распространению человеческого сознания.

Одно из качественных отличий человека как социального существа - сознание.

Самое маленькое общество не может существовать без порядка. Любой порядок – стабильность, повторяемость отношений человечества. Этого можно добиться только при опоре на социальные нормы (продукт духовной сферы). Поэтому интерес юридических наук направлен на духовную сферу, как источник порядка.

Все сферы жизни общества постоянно взаимодействуют друг с другом. Связи, возникающие у них, имеют определенный характер.

Перечисленные сферы не равнозначны. Согласно материалистическому подходу, выделяют основополагающую сферу и подчиненные ей сферы. В любом обществе базисом является экономическая сфера (индивид не может жить без обеспечения своего существования, это осуществляется с помощью производства). Производственные отношения, входят в экономическую сферу – экономический базис (определение дали Маркс и Энгельс). Отношения в обществе носят материально-объективный характер, их системы не зависят от воли и желания отдельных индивидов, но люди стремятся к определенным достижениям задач, и они определяются уровнем развития производственных сил.

Но на эти отношения могут повлиять люди в определенной степени, т.к. люди преследуют, вступая в них, определенные цели (воля), следовательно, воздействуя на человеческое сознание, можно влиять на эти отношения.

Экономический базис определяет характер всех иных отношений в обществе.

Те отношения, которые включены в остальные сферы, объединены термином – общественная настройка (надстроечные отношения). Суда относятся социальная, духовная и кратосферы.

Особенности надстройки:

· Они идеологичны (перед тем, как сложиться, проходит через сознание людей). Именно на идеологические отношения можно воздействовать в большей степени, поддаются управлению и регулированию.

· Содержание, в конечном счете, определяются экономическим базисом (не могут быть более развитыми, чем экономический базис). Оно не может быть больше базиса.

· Обладают относительной самостоятельностью по сравнению с экономическим базисом (с их помощью можно оказывать на него влияние, следовательно, существует обратная связь).

Структуру человеческого общества можно рассмотреть и под другими углами: в качестве самостоятельной системы можно взять социальную, духовную, кратосферу.

Наши рекомендации