Теория государства и права: предмет, система, функции.

Категории, понятия, дефиниции теории государства и права, их значение для формирования теоретических знаний.

Теория государства и права — не застывшая совокупность знаний, а постоянно развивающееся явление. Прежние установки постепенно подвергаются переосмыслению и наполняются новым, более прогрессивным, содержанием, Вместе с тем, множество базовых категорий юриспруденции остается неизменным. Поэтому немаловажное значение при освоении курса теории государства и права имеет ее категориально-понятийный аппарат, т.е. система общенаучных (философских, социологических, психологических, политологических, культурологических и иных) и частнонаучных (специально-юридических) категорий и понятий, образующих главный и исходный компонент познавательного инструментария теории государства и права.

Вообще вся наука юриспруденции строится на определениях — дефинициях (лат. «точное указание») — кратких, сжатых понятиях, которые нужно обязательно знать (например, «норма права — это общеобязательное, формально-определенное, структурно-организованное, государственно-властное веление, регулирующее общественное отношение»).

От определений отличаются правовые категории, то есть узловые, наиболее общие и абстрактные понятия. При этом выделяются правовые понятия, то есть такие понятия, которыми оперируют юридическая наука, законодательство и юридическая практика. Правовые категории и понятия отражают самые существенные и глубинные свойства изучаемых явлений. Именно на их знании и оперировании ими основываются все остальные юридические отраслевые дисциплины. Например, теория государства и права знает понятие «юридическая ответственность», которое является общей категорией для уголовного права (уголовная ответственность), для административного права (административная ответственность), для гражданского права (гражданско-правовая ответственность) и др.

Дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка — в административном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы выполняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производ-на от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

.

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди

жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог воз-

никновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство – «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Общие

Регулятивно-статическая функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития.Содержанием этой функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения власти, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата Здесь правовое воздействие оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике Оно

нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений.

Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспече-1 ние нормального осуществления регулятивпо-статической и регуля- тивно-динамической функций права, на охрану от нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и ; восстановление нарушенного права.

На основе упомянутого выше критерия классификации функций права – сочетания характера и цели воздействия, помимо трех общих основных функций права, логично вычленить еще одну общую, четвертую функцию права – воспитательную. Эта функция – не основная, не собственно юридическая. Действуя в неразрывной связи с моралью и другими формами общественного сознания, она выражает общесоциальную, так называемую идеологическую часть воздействия права на

поведение людей.

Воспитательная функция охватывает своим содержанием ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т.д.).

Соответственно эта функция обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к труду, закону, нетерпимостик правонарушениям.

классификации функций права – сферу общественных отношений, подпадающих под. под правовое регулирование.

По этому основанию могут быть выделены следующие функции права.

1. Производные от основных общиефункции права, представляющие собой стабильное комплексное приложение основных, собственно юридических функций к однородным крупным, широким сферам общественных отношений. К их числу относятся, в частности, экономическая, политическая, социально-культурная.

2. Производные от основных частные функции права, представляющие собой комплексное приложение основных специально-юридичес- ких функций к определенным более или менее широким сферам общественных отношений, правовое регулирование которых в связи с конкретной исторической обстановкой выступает на первый план, требуя к себе повышенного внимания. К числу таких функций в данный момент относятся экологическая, налоговая и некоторые другие.

3. Производные от основных функции отраслей права, например:

функция закрепления прав и свобод человека и гражданина (конституционное право), функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение (уголовноеправо);

37. Правосознание: понятие, структура, виды и уровни правосознания.

правосознание- это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в

которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к

деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой

сфере.

Особенности

  1. отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни (это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.).
  2. своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности — посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т. д.;
  3. способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;
  4. взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь с нравственным сознанием.
  1. способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие. (Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей);
  2. оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям.

Правосознание также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.

Структура правосознания.

В структуре правосознания принято выделять:

1. правовую психологию- представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

2. правовую идеологию -представляет собой систему идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.

По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения.

Виды правосознания

1. по его субъектам – носителямвыделяют:

  • индивидуальное (складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизиологических особенностей)
  • групповое (коллективное) отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы определяется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности(правосознание молодѐжи, юристов и т.д.)
  • Общественное – связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Оно непосредственно воздействует на них. Поэтому эти 3 вида соотносятся как единичное, особенное и общее.

2. в зависимости от уровня, т.е.глубины познания и отражения правовой действительности различают:

  • Обыденное (эмпирическое) правосознание – его содержание определяется правовым опытом лица. Складывается стихийно, при этом эмоциональное восприятие превалирует над рациональным, а правовая психология занимает доминирующее положение. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешниесвязи между правовыми явлениями. Однако оно определяет поведение множества людей, т.е. тех кто не имеет специальной юридической подготовки. Поэтому имеет важное социальное значение.
  • теоретическое (научное) правосознание – формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно – правовой действительности.
  • Профессиональноеправосознание, которым обладают юристы имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие широкими знаниями в области права и его применения, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе.

38. Правовая культура: понятие, структура, виды.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

В правовой культуре личности также выделяют три категории:

1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

39. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем.

Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1) право (законодательство); 2) юридическая практика; 3) господствующая правовая идеология.

Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему – совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в-третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:

1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);

3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);

4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);

5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар)

Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства учёных[кто?], являются три группы критериев:

исторический генезис (то есть возникновение и их развитие);

система институтов права;

структура правовых семей.

40. Система регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Классификацию правового регулирования на виды проводят по следующим основаниям: в зависимости от используемых юридических средств: 1 Нормативное правовое регулирование - основное средство урегулирования - юридические нормы; 2 Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование - основное юридическое средство - индивидуальный акт.

Нормативный уровень: нормативные регуляторы – это те рег-ры, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов, обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. системой нормативного регул-я (т.е. множество различных норм) определяется порядок отношений между членами общества. Данная система представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеят-ти. Состав норм системы: две подсистемы: 1 система технических норм; 2 система социальных норм. Система технических норм: это совокупность норм, определяющих приемы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы. Отличие: регулируют отношения между людьми и внешним миром, их субъектный состав связан не только с людьми. Но не смотря на различия, технич и социальные нормы тесно взаимодействуют друг с другом. Так, существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма – это технические условия. За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая.

Система социальных норм: представляет собой совокупность определенных норм, регулирующих поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в общественной жизни. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе.

несмотря на большое различие социальных норм между собой их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества. По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Индивидуальный уровень социального регулирования является простейшим. Он имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом конкретной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений.

41. Единство и классификация социальных норм.

Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

42. Соотношение права и морали: единство, различие и взаимодействие.

Мораль - это взгляды , представления и правила , возникающие как непосредственное отражение условий обществ жизни в сознании людей в виде категорий : справедливости и несправедливости, добра-зла, чести и тд. Взаимоотношение П и морали это сложный и многогранный процесс . П и мораль это дополняющие друг друга средства соц-го нормативного регулирования . В реальной жизни П и мораль фнкцианируют в единстве , взаимодействуя между собой и дополняют друг друга . П и М имеют как общие черты так и особенности.

Главные,общие черты:

1. в системе соц норм и П и М распространяются на все об-во.

2.у норм П и норм М единый объект регулирования - обществ отношения.

3. норм П и М имеют сходную структуру.

4.Исходят из об-ва.

5.вышли из мононорм первобыт об-ва

6.,П и М яв-ся надстройкой над эконом базисом об-ва

7. П и М основаны на общности соц-эконом интересов , культуры об-ва , а так же придерженности людей идеалами справедливости, свободы и тд.

Отличительные черты:

1.если право возникает вместе с гос-вом , то М появ-ся за долго до гос-венно организационного об-ва.

2. П состоит из норм , к устанавливаются или санкционируются в опред порядке компитентыми гос органами и к. зафиксированы в юр актах. М вкл не только нормы но и представления , чувства, т.е. яв-ся более слож по своей структуре явлением.

3. в нормах П выраж-ся и закреп-ся воля народа, в морали же воля выступает в форме обществ мнения.

4. Содержание норм П харак-ся определенностью и конкретностью . Моральные же требования отличаются более широким содержанием и дают больший простор для толкования.

5.Различный характер гарантий осущественния норм

6. П и М опираются на меры принуждения , но их характер и способ осуществения различны

7.различия появляются в оценке мотивов поведения чела

Для М и П характерно единство , к выражается в их взаимодействии и их взаимопроникновении. П основывается на М и яв-ся одной из форм ее существования. Взаимодействие выраж-ся в единстве действия обоих видов соц норм. Оно может состоять в таких основных формах:

1.влияние морали на формирование П

2.влияние П на формирование нравст норм

3.охрана правом моральных норм

4.исп-ие нрав норм при применении П

43. Понятие и основные признаки нормы права.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. К признакам нормы права относят:

Признаки НП:

1.Регулируют конкретный аспект общ.отн.

2.Яв-ся гос-властным вилением, т.е. выражает гос.волю.

3.Применяется компетентным субъектом правотворчества.

4.Нормативность. НП есть общее правило, эталон поведения, его мера. Нормативность заключается в том, что НП отражают в своем содержании наиболее распространенное, общее и типичное в регулируемых отношениях. Они рассчитаны не на единичный случай, a на все случаи подподающие под описательные признаки нормы.

5.Общеобязательность. НП предполагает обязательность для всех субъектов вне зависимости от особенностей их статуса.

6.Формально определена, что означает, что НП должны содержаться в формах права, кот. устанавливаются гос-вом в порядке установленной законом процедуры.

7.Обеспечивается и охраняется гос. принуждением. Говоря o мерах гос.воздействия не следует думать, что НП реализуетсялишь из-за существования угрозы гос.принуждения. Значит роль играют воспитательные меры, авторитет гос-ва и права, меры убеждения и религиозные догматы.

8.Предоставительно обязывающий хар-р. Регулирование воздействие НП проявляется в том, что предоставляя одной стороне регулируемого отношения права действовать по своему усмотрению, норма в тоже время возлагает на другую сторону юр.обязанности к определенному действию, т.е. требует поступать в интересах обладателя права(управомоченного)

9. НП структурно- организованна.

10. НП обладает свойством многократного применения.

Т,O, Норма права- это правило поведения общеобязательное, неперсонифицированное, формально-определенное, установленное и охраняемое гос-вом, для регулирования конкретных аспектов общ.отн.

44. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения ладей);

2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия, принуждением и стимули<

Наши рекомендации