Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - возникает при его взаимодействии с органами государственной власти РФ при въезде и нахождении на территории РФ.
Нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства:
- ФЗ «О порядке въезда и выезда в РФ»
- ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»
Общее правило – иностранцы пользуютсяся в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ:
- ФЗ от 25.07.2002 «О правовом пол-нии иностранных граждан в РФ»
- КРФ
- иные ФЗ
- международные договоры
Выделяют 4 группы иностранцев, находящихся в РФ:
1 – временно пребывающие
2 – временно проживающие
3 – постоянно проживающие
4 - "транзитники" (ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 18.07.1996)
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
1. Порядок въезда в РФ (виды виз, безвизовый порядок);
2. документы, необходимые для пребывания;
3. права и обязанности (по трем блокам: временное пребывание; временное проживание; постоянное проживание).
Подробнее об административно-правовом статусе иностранных лиц и лиц без гражданства:
Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Федеральные законы от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», правительственные акты.
Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.
Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.
Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.
Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.
Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.
За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), используемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы России (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.
Законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно несут ответственность (например, административную) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом.