Административно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Законы РФ распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных законом) и подлежат административной ответственности на общих основаниях. Правовое положение иностранных граждан регулируется Конституцией РФ, международными договорами, а также Правилами пребывания иностранных граждан в СССР. Как и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действии (решений) органов гос. власти, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на медицинскую помощь; на образование и т. д. Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ и временно пребывающих на территории РФ, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории РФ, если они имеют разрешение и вид на жительство. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав, чем временно пребывающие. РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан, так как некоторые права неразрывно связаны с состоянием гражданства. Так, иностранные граждане и лица без гражданства: - не имеют доступа к государственной службе и некоторым должностям, а также к деятельности, связанной с государственной тайной; - не подлежат воинской обязанности; - не пользуются избирательными правами; - проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов; - пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ в том случае, если они имеют дипломатические привилегии. Кроме того, для иностранных граждан и лиц без гражданства применяется особый режим передвижения, въезда и выезда, они могут быть ограничены в выборе места жительства. Только они могут привлекаться к ответственности за ряд правонарушений, только к ним может применяться такое административное наказание, как выдворение.


61.Административное принуждение : сущность, основания, виды.

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внешневластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.


62. Характеристика стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Деятельность участников административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий.

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше. Производство состоит из четырех частей (стадий):

1)административное расследование;

2)рассмотрение дела;

3)пересмотр постановления;

4)исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей— факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой — реализуется принятое постановление.

В связи с существованием наряду с общим ускоренного (упрощенного) производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных случаях недостаточно четко выражены или даже сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже исполнение постановления.

На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий. Схематически система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях может быть представлена так:

I.Административное расследование:

А) возбуждение дела; Б) установление фактических обстоятельств; В) процессуальное оформление результатов расследования; Г) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

II.Рассмотрение дела:

А) подготовка дела к рассмотрению и слушанию; Б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела; В) принятие постановления; Г) доведение постановления до сведения.

III.Пересмотр постановления:

А) обжалование, опротестование постановления; Б) проверка законности постановления; В) вынесение решения; Г) реализация решения.

IV.Исполнение постановления:

А)обращение постановления к исполнению; Б) фактическое исполнение; В) окончание исполнения (дела).

Логика трех первых стадий такова: 1 этап — формальные моменты процедуры (возбуждение стадии); 2 этап — сбор и анализ информации; 3 этап — проделанная работа фиксируется в документе (протоколе, постановлении, решении); 4 этап — материалам дается ход.

На стадии исполнения информация не собирается, а исполняется принятый акт.


63. Нет


64. Виды административно-правовых отношений.

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

-материальные, основанные на нормах материального права;

-процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

-горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

-вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

-субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

-координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

-регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

-охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.


65.Общественные объединения: порядок создания и ликвидации. Права и обязанности. Государственная регистрация.

Общественное объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

-общественная организация

-общественное движение

-общественный фонд

-общественное учреждение

-орган общественной самодеятельности

-политическая партия

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).


66.Административная юстиция в РФ (право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов административной власти и должностных лиц).

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина; заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он — сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти — это административная юстиция или правосудие по административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

1)это решение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;

2)споры решаются обычными судами (общей юрисдикции, арбитражными);

3)порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РФ и АПК РФ.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина;
б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Для обращения в суд установлены следующие сроки:

-три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

-один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.


67. Религиозные объединения как субъекты административного права.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией. Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная организация - добровольноеобъединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. В зависимости от территориальной сферыдеятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиознаяорганизация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиознаяорганизация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.


68.Методы управления: понятие, характерные черты, виды.

Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:

-реализуются в процессе управленческой деятельности;

-органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;

-выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;

-выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;

-адресованы конкретному объекту управления;

-связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;

-являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;

-нуждаются в правовом опосредовании;

-имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.

По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.


69.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах: - непосредственно (исходя из прямой подчиненности ФОИВ); - косвенно (через Правительство РФ). В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий: - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; - принимает решение об отставке Правительства РФ; - представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; - по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; - формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; - формирует Администрацию Президента РФ; - назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; - вносит законопроекты в Государственную Думу; - подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти); - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; - издает указы и распоряжения; - может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации; - вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Наши рекомендации