Особенности статуса отдельных видов субъектов РФ. Анализ «Чукотского дела»
Отдельные виды субъектов имеют особенности.
Республики в составе Российской Федерации обладают следующими характерными признаками:
- республики принимают свои конституции;
- республики вправе устанавливать свои государственные языки. Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации
- республикам свойственен институт президентства, в то время как высшими должностными лицами других субъектов Российской Федерации являются губернаторы.
Главная особенность автономных округов заключается в том, что все автономные округа, за исключением Чукотского, входят в состав края или области (Чукотский автономный округ в 1992 г. с соблюдением конституционных процедур вышел из состава Магаданской области и в соответствии с законом является непосредственно входящим в состав Российской Федерации).Такие субъекты РФ называют «сложносоставными».
Особенностью городов федерального значения в составе Российской Федерации является сочетание в их статусе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта – города.
Чукотское дело
Предмет рассмотрения: Закон "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ" – соответствует ли Конституции ?
Решение суда: Признать Закон "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ" соответствующим Конституции РФ.
«По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 КРФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области».
Предмет рассмотрения : Условия вхождения автономного округа в состав края, области.
Решение суда: Вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно - правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ - края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ: "вхождение" предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов РФ обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области.
Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно - правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа
56.Принятие и образование в РФ нового субъекта РФ
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ.
Принятие в состав России нового субъекта РФ возможно только на добровольной основе, при этом в состав Российской Федерации может быть принято как иностранное государство, так и его часть.
В основе такого решения, оформляемого принятием специального ФКЗ, должен лежать в том числе и международный договор с данным государством, заключаемый исключительно по инициативе последнего.
Реализации полномочия Президента РФ по заключению международных договоров в данной ситуации предшествует обязательное уведомление обеих палат российского парламента и Правительства РФ о поступившем предложении заключить соответствующий договор и проведение при необходимости с ними консультаций, а также обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности подписанного договора. Ратификация заключенного международного договора (при условии положительного решения Конституционного Суда РФ) осуществляется в Федеральном Собрании одновременно с принятием федерального конституционного закона о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта, в котором определяются отправные моменты его статуса (наименование, границы, особенности и сроки переходного периода и др.).
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Пример - образован новый субъект РФ (Пермский край) в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
В настоящее время закон закрепляет механизм образования нового субъекта РФ лишь в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. При этом образование нового субъекта РФ может повлечь за собой прекращение существования всех или отдельных объединяющихся субъектов РФ, т. е. возможны ситуации так называемого поглощения одним субъектом другого.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта возможно только на добровольной основе, по инициативе заинтересованных субъектов РФ, проявляемой исключительно путем проведения региональных референдумов в этих субъектах РФ. Соответствующее предложение направляется Президенту РФ, который уведомляет о нем палаты Федерального Собрания РФ и Правительство РФ.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта РФ оформляется принятием специального ФКЗ , проект которого вносится в ГД Президентом РФ в случае положительных результатов референдумов во всех заинтересованных субъектах РФ. Если результаты референдума хотя бы в одном субъекте окажутся отрицательными, то повторное проведение референдумов по этому вопросу во всех регионах возможно не ранее чем через год.