Понятие и сущность государства как конституционного института.
Курс конституционного права является единственной из всех отраслевых учебных дисциплин юридического цикла, который изучает государство как целостный институт конституционного права. В структуру этого института входят правовые нормы, закрепляющие конституционный статус государства как политической организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого особым аппаратом по осуществлению внутренних и внешних функций государства и издает свои веления в форме обязательных для всех императив.
Конституции современных государств определяют прежде всего основные элементы государства: территорию, население, публичную власть.
Конституция РФ определяет территорию Российского государства как пределы распространения его суверенитета, пространственного проявления верховенства Конституции и федеральных законов и как объекта конституционно-правовой охраны. Это прямо вытекает из содержания ст. 4 Конституции РФ, в которой записано, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Федеративное государство обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Кроме того, Конституция РФ закрепляет системное единство территории страны. Как следует из ст. 67 Конституции, государственная территория Российской Федерации включает в свой состав сушу, недра, воды (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Территория Российской Федерации одновременно является территорией и ее субъектов (ч. 1).
Конституции зарубежных стран иногда раскрывают посредством правовых норм состав территории государства. Это характерно для конституций таких стран, как Казахстан, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Румыния, Пакистан, Филиппины, ЮАР. Так, например, в Конституции Филиппин записано, что национальная территория включает в себя Филиппинский архипелаг со всеми находящимися внутри него островами и водами, а также все другие территории, на которые распространяется верховная власть и юрисдикция Филиппин, и которые охватывают сухопутные, речные и воздушные владения страны, включая принадлежащие Филиппинам территориальные воды, шельф, недра земли, островные шельфы и другие области. Воды, которые окружают архипелаг, находятся между его островами и соединяют их, независимо от своей ширины и протяженности, формируют внутренние воды Филиппин (ч. 1).
Конституция Ливана содержит специальную главу под таким характерным названием, как «государство и его территория». В ней нормативно определена территория Ливана, установлены и четко описаны его современные границы, сформулирован правовой запрет на отчуждение или уступку какой-либо части территории государства, закреплен порядок изменения границ административных округов (ст. 1-3).
В отличие от большинства ныне действующих конституций Основной закон Китая не определяет территориальные границы государства, пределы распространения его власти. Он закрепляет все виды административно-территориальных единиц, в том числе автономных (ст. 30).
В каждом государстве население делится по территориальному принципу, по административно- территориальным единицам (регион, префектура, область, воеводство, район, город, поселок и т. п.). Однако современные конституции используют для нормативного оформления этого признака государства понятие народ или граждане. Так, в ст. 9 Конституции Беларуси записано, что территория государства является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния. Будучи единой и неотчуждаемой, она делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно- территориальное деление государства определяется законодательством.
Ныне действующие конституции стран мира не дают легального определения публичной власти как важнейшего элемента государства. Но они по существу закрепляют механизм осуществления власти, ее монополию на издание законов и подзаконных актов. На конституционном уровне закладывается правовая основа формирования государственного аппарата, который представляет собой систему государственных органов, осуществляющих от имени и за счет государства деятельность по реализации внутренней и внешней политики государства с помощью законов и подзаконных актов, имеющих характер обязательных решений. Обычно в систему органов государства включаются национальные парламенты, глава государства, высшие исполнительные органы государственной власти, судебные органы (ст. 11 Конституции РФ, ч. III ст. 7 Конституции Азербайджана, ст. 26 Конституции Греции, ст. 3 Конституции Дании). Конституции закрепляют виды нормативных правовых актов, которые издаются органами государства.
Таким образом, конституционные нормы закрепляют государство как территориальную организацию политической системы общества, объединяющего население по административно- территориальному принципу, публичная власть которого осуществляется особым аппаратом, разветвленной системой государственных органов.
Кроме того, конституционный институт государства включает принципы организации и деятельности государства, которые обычно закрепляются в преамбулах или начальных статьях национальных конституций. С их помощью дается конституционная характеристика государства, вскрывается его сущность.
Конституция РФ наделяет государство необыкновенно привлекательными характеристиками, вызывающими у каждого гражданина чувство гордости за свою страну. По Конституции Российская Федерация - Россия является демократичным, федеративным, правовым, социальным и светским государством с республиканской формой правления (ст. 1, 7, 14).
Принцип демократизма на практике означает признание государством народа в качестве единственного источника власти в стране, выражение его воли в содержании национального законодательства и международных договоров, формирование государственной власти путем выборов, проведение референдумов по инициативе граждан для решения социально значимых вопросов, осуществление контроля гражданского общества над государством.
Реальная демократия не мыслима без учета органами государства интересов различных меньшинств, без их участия в принятии политических решений. В демократических странах это находит свое выражение в существовании легальной оппозиции как конституционного противовеса правящей партии или коалиции партий, правительству, главе государства.
Классическим примером легальной оппозиции может служить партийная фракция в Палате общин Парламента Великобритании, которая не имеет абсолютного большинства депутатских мест, полученных на последних парламентских выборах. Ее лидер возглавляет так называемый теневой кабинет Великобритании, готовый в любое время заменить правительство страны, отправленное в отставку. Он занимает высокую государственную должность «лидера оппозиции ее Величества», за отправление которой получает денежное вознаграждение. По должности его вводят в формально самый авторитетный орган исполнительной власти Великобритании - Тайный Совет при королеве, что придает дополнительный вес политической оппозиции.
Принцип федерализма служит отправным началом политико-территориальной организации Российского государства, конституционной основой взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами, важнейшей правовой гарантией от ее преобразования в унитарное государство. Он выражает степень централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти в России, едином суверенном государстве.
Принцип правового государства пока не нашел своего адекватного выражения в легальном определении. Ни одна конституция мира не содержит норм-дефиниций, раскрывающих сущность правового государства. Его характеристики представлены лишь в научной доктрине. Поэтому в конституциях некоторых зарубежных стран закрепляются преимущественно внешние признаки правового государства. Так, например, в Основном законе ФРГ не используется родовое понятие «правовое государство», а сформулированы нормы, согласно которым «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом» (ч. 3 ст. 20). Даже парламент не вправе вносить такие изменения в Основной закон ФРГ, которые могут затронуть конституционные ценности: права и свободы человека и гражданина, разделение Федерации на земли (ст.
1, 20).
Сходные по своему содержанию конституционные нормы закреплены в Основном законе Финляндии. «Любое осуществление государственной власти, - говорится в нем, - должно основываться на законе. Во всей государственной деятельности должен неукоснительно соблюдаться закон» (§2).
Значительный интерес для понимания особенностей правового государства представляет ст. 5 Конституции Швейцарии. В ней сформулированы основные принципы действий правового государства:
«1. Основой и пределом государственных действий является право.
2. Государственные действия должны совершаться в публичных интересах и быть соразмерными.
3. Государственные органы и частные лица действуют добросовестно.
4. Союз и кантоны соблюдают международное право».
Отсутствие в Конституции РФ норм, характеризующих правовое государство, требует сформулировать его научное определение и с учетом опыта зарубежных стран выделить его основные признаки.
Правовое государство - это политическая организация гражданского общества, функционирующая в рамках конституции и закона, высшее назначение которой состоит в реальном признании, соблюдении и защите прав и свобод человека, личности и гражданина.
Основными признаками правового государства являются:
• реальное признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью;
• принцип разделения властей;
• признание верховенства конституции и законов на всей территории страны;
• возложение на государство обязанности по соблюдению и защите прав и свобод человека, личности и гражданина;
• наличие юридических гарантий прав и свобод, сутью которых являются нормативно оформленные процессуальные правила и процедуры рассмотрения всех споров на принципах равенства и справедливости;
• обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений действовать в рамках конституции и законов;
• господство принципа законности, когда вся система отношений в обществе и государстве строится
на правовых началах;
• принцип взаимной ответственности государства и личности за результаты осуществления корреспондирующих им прав и юридических обязанностей;
• существование в стране подлинно независимых судов;
• реальное признание и соблюдение норм международного права перед внутригосударственным правом.
Социальный характер государства как принцип его деятельности закрепляется не только нормами Конституции РФ, но и нормами конституций большинства зарубежных стран. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человеческой жизни. Соответствующие обязанности государства закреплены в конституциях России (ст. 7), Бельгии (ст. 23), Венгрии (§14-17), Нидерландов (ст. 20), Турции (ст. 5), Индии (ст. 41-43) и в конституциях ряда других государств.
В социальных государствах власть обеспечивает с помощью налоговых механизмов достойный человека прожиточный минимум, социальное равенство, социальную защиту малоимущих слоев населения, общий подъем благосостояния народа. Так, согласно ст. 38 Конституции Индии государство «стремится свести к минимуму неравенство в доходах и устранить неравенство в статусе, условиях и возможностях не только среди отдельных лиц, но и среди групп населения, проживающих в различных местностях или практикующих различные профессии» (ч. 2). В социальных государствах Западной Европы никто не может назначать и выплачивать заработную плату, пенсии, стипендии и различные пособия в размере ниже прожиточного минимума.
Светский характер государства означает прежде всего отделение церкви от государства и разграничение их сфер влияния в гражданском обществе, недопустимость признания какой-либо религии государственной или официальной, равенство всех религиозных объединений перед законом, идеологический нейтралитет государства как к религии, так и материализму. Принцип светского государства не признается на конституционном уровне лишь в странах с клерикальнодемократическим и теократическим режимами.
Республиканская форма правления предполагает выборность президента страны, ограничение конституцией сроков его полномочий, гарантированную ее нормами возможность отрешения главы государства от должности за совершение тяжких преступлений в порядке импичмента.
Правовые нормы Конституции РФ, образующие в своей совокупности институт государства, по многим параметрам являются фиктивными. Демократизм государства на деле свелся к голосованию граждан на выборах, поскольку все институты непосредственной демократии обставлены такими процедурными ограничениями, что воспользоваться ими можно только по инициативе властей. К тому же сами выборы в России трансформировались посредством внесения перманентных поправок в избирательное законодательство и грубого нарушения его норм таким образом, что реализация этого важнейшего политического права граждан во многом превратилась в фарс.
В России федерализм характеризуется патерналистско-клиентскими отношениями, при которых субъекты Федерации фактически отданы под покровительство своего патрона - федерального центра и должны в качестве клиентов нести по отношению к нему установленные в одностороннем порядке повинности. Бюджетно-финансовая самостоятельность субъектов Российской Федерации так и не стала конституционно защищенной нормой, а по-прежнему зависит от политических связей в Кремле и высочайшего мнения в отношении того или иного регионального руководителя. Президенту РФ принадлежит решающая роль в подборе кандидатур на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Принципы правового и социального государства в современной России должны восприниматься как конституционные концепции, идеи, долговременный процесс, но ни в коем случае как реальность, которой еще нет. Поэтому оптимальной представляется норма о правовом государстве, сформулированная в Конституции Испании. В преамбуле Конституции записано, что испанская нация, желая содействовать справедливости, свободе и безопасности, а также обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о своем стремлении «установить правовое государство, обеспечивающее верховенство закона как выражение воли народа».
Конституционные нормы о республиканской форме правления реализуются в России с учетом национальных традиций, вековечного опыта осуществления государственной власти. По инициативе первого Президента РФ в стране начала возрождаться традиция, заложенная в Российской империи Петром Великим, когда государь сам назначал себе преемника. Современная практика назначения Президентом РФ преемников, заключение двумвиратов свидетельствует, скорее всего, о легализации в России монаршего эквивалента.
Таким образом, за более чем двадцатилетний период действия Конституции РФ в стране реальностью стало лишь светское государство, сложились благоприятные условия для пользования свободой совести и вероисповедания.
Конституционный институт государства формируется с учетом исторических, национальных, экономических и политических особенностей страны. В его структуру включаются правовые нормы, закрепляющие элементы государства, которые в каждой стране приобретают специфическую окраску, отличаются по своему составу. Так, например, в соответствии со ст. 4 Конституции Непала страна является «независимым, неделимым, суверенным, светским, федеративным, демократическим, республиканским государством» (ч. 1). Индонезия позиционируется как унитарное государство с республиканской формой правления, основанном на принципах народовластия и правления права (ст. 1 Конституции Индонезии).
«Республика Йемен, - как сказано в ст. 1 Конституции, - арабское, исламское и независимое суверенное государство, чья целостность нерушима». В структуру конституционного института государства Камбоджи входят правовые нормы, оформляющие парламентскую монархию, либеральнодемократический политический режим, государственный суверенитет, статус нейтрального государства (ст. 1 Конституции Камбоджи).
Наблюдается лишь полное единство в закреплении конституционно-правовыми нормами столицы страны, национального флага, гимна и герба как символов суверенитета государства.