Политико-территориальная организация государства

Форма государственного устройства - способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей - это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:

как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;

на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Унитарное государство (УГ)- представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. В государстве неделимость. Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

один основной закон, одна система законодательства;

единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);

единое гражданство; единая судебная система;

одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.

Три вида современных унитарных государств:

Децентрализованные - местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью

(имеют право законодательствовать, обладают финансовой автономией);

Относительно децентрализованные - самоуправленческими началами наделяются мировые территориальные

образования (общины, коммуны);

Централизованные - государства, в которых отсутствует местное самоуправление (МСУ), а управление на

местах осуществляют назначенные сверху чиновники.

Симметричные УГ - административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают

равное положение по отношению к государству в целом.

Ассиметричные УГ - имеется политическая или административная автономия.

Регионализм - форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство

(Испания, Италия) - это промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Федеративное государство (ФГ, федерация)- многосоставное государство, части которого обладают

политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство,

в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической

самостоятельностью. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на

договоре или конституции(Малайзия, Канада, Мексика, Аргентина и другие).

США - 50 субъектов (штатов), Швейцария - 23 кантона, в России - 83 субъекта.

В мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные - Россия и малонациональные - Германия,

Австрия.

Федерация - это союз ряда государственных образований. Признаки:

территория состоит из территорий ее субъектов;

двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

две системы законодательства - общегосударственная и субъектов;

субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

отсутствие у субъектов федерации права сецессии - выхода из состава федерации;

непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);

принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

двухканальная система сбора налогов:

разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

В зависимости от правовых оснований образования:

УДоговорные федерации - образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

УКонституционные федерации - основанием образования является факт закрепления в Конституции. По способу образования субъектовфедерации различают:

^ Территориальные федерации - субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;

^ Национальные федерации - субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее - СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.

УФедерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов - Российская Федерация.

В зависимости от правового положения субъектов:

УСимметричные федерации - состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее - Чехословакия).

^ Асимметричные федерации - фактическое или юридическое неравенство субъектов; наряду с субъектами в состав федерации входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 года - Аляска в США), управление которых осуществляется специально назначенным из центра чиновником; могут быть федеральные владения (прибрежные остров у Аргентины, Австралии), федеральный столичный округ (столица); субъекты юридически равноправны, но отличаются по своему фактическому положению - Россия - 6 видов субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии. Также выделяют:

Дуалистический федерализм - жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Кооперативный федерализм - основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения - более предпочтителен в современных условиях.

Наши рекомендации