Система правозащитных органов в РФ.

- Президент РФ;

- Федеральное Собрание РФ;

- Правительство РФ и подчинённые органы исполнительной власти;

- Прокуратура РФ;

- Суды РФ;

- Уполномоченный по правам человека в РФ;

- Органы государственной власти субъектов РФ;

- другие органы.

Президент РФ (в соответствии с ч. 2 ст. 80, ст. 85, ст. 115 Конституции РФ) является гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина и имеет право приостанавливать действие нормативно-правовых актов, принимаемых Правительством РФ.

При Президенте РФ создана Комиссия по правам человека.

Функции комиссии по правам человека при Президенте РФ:

- сбор, изучение и анализ информации и материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- составление ежегодных отчётов и специальных докладов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина и направление их Президенту РФ;

- подготовка для Президента РФ предложений о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- участие в подготовке соответствующих законопроектов;

- рассмотрение обращений о фактах систематического нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- др. функции.

Правительство (в соответствии со ст. 12 ФКЗ «О Правительстве РФ») обязано осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод граждан и наделено правом отменять акты федеральных органов исполнительной власти в случаях их противоречия Конституции РФ.

В рамках Федерального Собрания РФ в соответствии с федеральным законом действует Счётная палата РФ, осуществляющая контроль за исполнением федерального бюджета.

Уполномоченный по правам человека –также осуществяет защиту прав и свобод (ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» от 25 декабря 1996 года).

Международная защита:

Каждый, кто находятся на территории РФ на законном основании вправе обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод.

Такая жалоба подаётся после отказа во всех судебных инстанциях России.

- Европейский Суд по правам человека;

- Комитет ООН по правам человека;

- Комиссия ООН по правам человека;

- Комитет по ликвидации расовой дискриминации;

- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

- Комитет против пыток;

- Комитет по защите прав всех трудящихся и членов их семей;

- др.

Европейский Суд – орган защиты прав человека в рамках Совета Европы:

Европейский Суд по правам человека со времени его основания (1959 г.) вынес около 1000 решений.

- рассматривает петиции. Направленные в его адрес от любого лица, неправительственной организации или других лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права;

- не принимаются к рассмотрению анонимные жалобы, жалобы основанные на материалах средств массовой информации, а также обращения составленные в оскорбительных выражениях для государства, действия которого обжалуются;

- не принимаются к рассмотрению обращения, если Суд приходит к выводу о том, что лица не исчерпали все доступные средства правовой защиты нарушенных прав (условие об исчерпании внутренних средств правовой защиты исходит из того принципа, что как бы освобождается государство от ответственности перед международным органом за свои действия, пока оно не получит, возможности рассмотреть соответствующие дела в рамках своей правовой системы).

- выносит окончательные решения, обязательные для государств – членов Совета Европы (например, о выплате компенсации, возмещении издержек выигравшему дело и т. д.);

- рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколами к ней;

- рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию и протоколы к ней;

- рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти, он не принимает и не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений;

- число судей соответствует числу государств – членов Совета Европы;

- судьи избираются Постоянной ассамблей Совета Европы сроком на 6 лет;

- во многих случаях ведёт к оперативным изменениям в национальном законодательстве и судопроизводстве;

- судьи независимы и выступают в личном качестве;

- суд не заседает постоянно, он собирается для рассмотрения дел;

- Кабинет министров Совета Европы контролирует выполнение решений Суда;

- в случае принятия жалобы к рассмотрению Суд изучает её в соответствии с установленными процедурами, ставя в качестве первостепенной задачи достижение дружественного разрешения спора, после этого дело рассматривается по существу.

Комитет ООН по правам человека:

Комитет оценивает доклады об исполнении Международного пакта о гражданских и политических правах, представляемые странами-участницами, составляет комментарии к Пакту («замечания общего порядка») и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта (кроме статьи 1) странами, ратифицировавшими Первый факультативный протокол к Пакту, соображения. Члены комитета имеют право высказывать особые мнения, прилагаемые к соображениям.

Правовое значение соображений Я. Мёллер и А. де Заяс (англ.) оценивают так: «несмотря на тот факт, что формально соображения Комитета не являются юридически обязывающими, набирает силу мнение, что государства-участники обязаны обеспечить жертву нарушения, констатированного Комитетом, эффективным средством правовой защиты в соответствии с ч. 3(а) статьи 2 Пакта»[1].

Наши рекомендации