Источники конституционного права, установленные государством.

Понятие «формы права, установленные государством» означает, что данные источники права исходят от государства, устанавливаются его властными структурами и выражают непосредственную государственную волю. Они являются основными, ведущими источниками конституционного права современной России, что подтверждает ее принадлежность к континентальной (романо-германской) правовой системе. Основные источники права здесь: нормативно-правовые акты: законы и подзаконные акты.

Нормативный акт – акт правотворчества, содержащий нормы права.

Закон – нормативный акт, изданный представительным органом государства в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконный акт – нормативный акт, изданный строго определёнными органами, обладающий государственно-властным подзаконным характером и конкретизирующий государственную волю, выраженную в законах.

Источники конституционного права РФ, установленные государством:

1.Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

2. Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

3.ФЗ. Федера́льный закóн — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию (Сборник Законодательства РФ, "Российская газета", дополнительно "Парламентская газета") и вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

4.Указ Президента РФ. Указ Президента Российской Федерации — решение, принимаемое Президентом Российской Федерации в пределах его компетенции. Указы и распоряжения (акты) Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Указы обладают высшей юридической силой после Конституции России и федеральных законов, являются подзаконными правовыми актами.

5.Постановления правительства. Постановление Правительства Российской Федерации — акт управления обще нормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ.

Постановление Правительства РФ подписывается председателем Правительства РФ. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Постановление Правительства РФ может быть также признано не соответствующим Конституции РФ решением Конституционного суда РФ.

6. Приказы и инструкции структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти: федеральных служб и федеральных агентств.

7. Нормативно – правовые акты субъектов РФ.

8.Постановления Конституционного Суда. К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции РФ ФЗ, нормативных актов ПРЕЗИДЕНТА, палат Фед. Собрания, Правительства РФ, конституций и уставов, законов и других нормативных актов субъектов Федерации, а кроме того разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.

Наши рекомендации