Основные этапы развития российской Конституции
Советские конституции прошли несколько этапов, связанных с развитием советской государственности после 1917 г.
В основу проекта первой Конституции была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая объявляла Россию Республикой Советов. По форме национально-государственного устройства она учреждалась как федерация советских национальных республик. Декларация отменяла частную собственность на землю, закрепляла национализацию фабрик, заводов, транспорта, банков и других средств производства. 10 июля 1918 г. Всероссийский съезд Советов утвердил первую советскую Конституцию. В целом Конституция РСФСР 1918 г. закрепила социально-политические и юридические завоевания Октября, новые общественные отношения.
Конституция РСФСР 1918 г. – первая конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, имела следующие особенности.
1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями она, будучи первой, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.
Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней.
2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).
3. Конституция 1918 г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей.
4. К числу отличительных черт Конституции 1918 г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст. 3 звучало: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 была выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.
5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта нехарактерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.
6. С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.
Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.
30 октября 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, который провозгласил образование нового государства – Союза Советских Социалистических Республик. Он утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. На II съезде Советов СССР 31 января 1924 г. был принят текст Конституции, который состоял из Декларации и Договора об образовании Союза ССР.
Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был его Президиум. Союзные республики сохраняли за собой право выхода из Союза; территория могла быть изменена только с их согласия.
Причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Поэтому в постановлении XII Всероссийского Съезда, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».
Черты преемственности в новой Конституции положений Конституции 1918 г. значительны. Характерно, что в ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 г. имеется и в ст. 51.
В отличие от Конституции 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако указывала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.
Конституция 1925 г. в значительной мере сохранила некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 г.
Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества.
Конституция 1925 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918 г.
То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 г., заключается в следующем:
1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Х Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.
2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституции уже появились положения, определяющие их статус и полномочия федерации в отношении них.
В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и положений об автономных областях.
К середине 30-х гг. среди большевистского руководства распространилось мнение об окончании переходного периода и победе социализма. Поэтому было решено подготовить Конституцию, соответствующую новому периоду общественного развития. Конституционная комиссия во главе с И. В. Сталиным разработала ее текст к весне 1936 г.; затем он был опубликован для всенародного обсуждения, в котором приняло участие свыше 60% взрослого населения страны, было внесено свыше 154 тысяч поправок и дополнений. В составлении конституционного проекта приняли активное участие видные марксистские теоретики Н. И. Бухарин и Е. Б. Пашуканис, впоследствии незаконно репрессированные. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР.
Для конституции этого этапа как Союза, так и РСФСР, а также других союзных республик, характерны следующие черты:
1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривала равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
2. В Конституциях впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, в которых был представлен их широкий спектр. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась только «в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово ориентированы.
3. О сохранении классовой сущности всех конституций этого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии (тогда именовавшейся ВКП (б)). Норма о партии была впервые введена в Конституцию.
4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как «конституции построенного социализма». Они уже закрепляли все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства и др.
5. Конституции этого этапа с позиций юридической формы приобрели более совершенный вид. В них были четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Впервые появились отдельные главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».
6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто, чем в прежних, были закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.
Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.
В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.
7. Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 г. отражены и нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.
В конце 1950-х гг. был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР, а в 1962 г. образована Конституционная комиссия по
выработке новой общесоюзной Конституции. К весне 1977 г. (после длительной подготовительной работы) был разработан проект нового Основного закона, который затем был вынесен на всенародное обсуждение (поступило более 400 тысяч поправок и изменений).
7 октября 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию, названную Основным законом развитого социализма. Она состояла из 174 статей и 9 глав.
На протяжении своего 15-летнего срока действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.
В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была наиболее нестабильной, часто изменяемой, причем самым радикальным образом.
Поэтому ее характеристика имеет различное содержание применительно к отдельным периодам ее действия.
Первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») всю новую конституционную систему СССР, в том числе и Конституцию РСФСР 1978 г., характеризовали следующие черты:
1. Принятие всех этих конституций должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество – этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций.
В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик, было впервые введено понятие «народ», именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подчеркивалось и тем, что в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.
2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, определив ее в ст. 6 в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».
3. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией».
Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т. д.
Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
4. Конституция Российской Федерации 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.
5. Конституция РСФСР, вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г. в ней было 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала в значительной мере более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так в разделе 1 «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система». «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».
Все это свидетельствует о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.
6. В отношении положений Конституции РСФСР, отражающих ее федеративное устройство, можно отметить следующие новые моменты: Конституция не предусмотрела необходимости утверждения органами РСФСР конституций АССР; преобразовала национальные округа в автономные, впервые перечислила их поименно; повысила уровень актов об автономных областях и автономных округах, указав, что их статус определяется Законом РСФСР (ранее предусматривалось Положение).
7. Конституция 1978 г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР.
Начало 1990-х гг. было ознаменовано политикой радикальных демократических и рыночных реформ, что, в конечном счете, привело к мирной смене общественного строя.
В конституционные нормы в 1989–1993 гг. были внесены многочисленные изменения и дополнения, в том числе в связи с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, 22 ноября 1991 г. – Декларации прав и свобод человека и гражданина, учреждением институтов Президента, Конституционного Суда, развитием федеративных отношений. Но несмотря на эти попытки, Конституция РСФСР 1978 г., отражавшая характерные черты советской государственности, не способствовала преобразованиям.
В июне 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия для подготовки нового Основного закона и проведения конституционной реформы. Предполагалось, что конституционный проект будет принят Съездом народных депутатов России.
В 1992–1993 гг. обострилась борьба в обществе в связи с неодинаковым (а иногда диаметрально противоположным) видением путей и темпов конституционных, политических и рыночных реформ. Появилось несколько проектов Конституции РФ, в том числе президентский вариант, представленный в Конституционную комиссию, но отклоненный ею.
В июне–октябре 1993 г. Конституционное совещание, созванное президентским Указом от 20 мая 1993 г., подготовило конституционный проект. Работа над ним завершилась в октябре 1993 г.; он вобрал многие предложения и идеи, высказанные и отстаиваемые разработчиками президентского варианта. Проект был опубликован в печати 10 ноября 1993 г. для всеобщего обсуждения.
Важнейшей правовой основой конституционного процесса выступил Указ Президента РФ о проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации от 15 октября 1993 г. Первый в советской и российской истории конституционный референдум состоялся 12 декабря 1993 г. Положением о всенародном референдуме (утверждено вышеназванным президентским Указом) было установлено, что референдум признается состоявшимся, если в нем примут участие более 50% зарегистрированных избирателей, а Конституция будет считаться принятой, если проголосует за нее более 50% избирателей, принявших участие в голосовании. В конституционном референдуме приняло участие 54,8% избирателей, проголосовавших «за» – 58,4%. Результаты означали, что Конституция РФ принята. 25 декабря 1993 г. она была официально опубликована и начала действовать.
Структура Конституции РФ
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
Структура Конституции Российской Федерации: краткая преамбула, два раздела; первый охватывает 9 глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент.
5. Федеральное собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.
Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Указанная структура Конституции России существенно отличается от имеющейся в предшествующей, даже в самой поздней ее редакции. В последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.
В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.
Раздел II Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела – явление нередкое.
В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Следует обратить внимание на местоположение и объем главы «Права и свободы человека и гражданина», она располагается непосредственно следом за основами конституционного строя и обладает самым большим объемом.
Функции конституции
Функции конституции – различные проявления ее назначения, ее отражения в жизни общества и государства.
Основными функциями каждой конституции являются:
1) учредительная;
2) организаторская;
3) внешнеполитическая;
4) идеологическая;
5) юридическая.
Содержание функций конституции.
1. Учредительная функция. Смысл данной функции в том, что она подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» конституции. Конституция может иметь учредительное значение как для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления – республики вместо монархии и др.), так и для отдельных государственных институтов (например, учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т.д.).
2. Организаторская функция состоит в том, что конституция закрепляет определенные «правила игры» в обществе, которым необходимо подчиняться. Конституция направляет всю жизнь общества по конкретному руслу и имеет мобилизационное значение.
3. Внешнеполитическая функция заключается в том, что, во-первых, конституция закладывает основные направления внешней политики, а во-вторых, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.
4. Идеологическая функция выражается в том, что конституция закладывает основы мировоззрения. Например, первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия,
5. Юридическая функция состоит в том, что конституция: а) становится основой всего правопорядка в обществе; б) непосредственно порождает права и обязанности; в) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.