Основные этапы развития российской журналистики

«Ведомости» – первая печатная газета в России, социально-экономические и культурные предпосылки ее создания. Цензурный устав 1804 года как первый в России свод правил по цензуре. Новый закон о печати 1865 года. Изменения в системе отечественной журналистики после Октябрьского 1917 года переворота. Журналистика русского зарубежья. Журналистика во время ВОВ. Партийная печать советского времени.

Литература:

1. Есин, Б.И. История русской журналистики XIX века [Текст]: учебник / Б.И. Есин. – М.: Аспект Пресс, 2003.

2. Ивлев, Д.Д. История русской журналистики XYIII – начала XX в.[Текст]: учебник / Д.Д. Ивлев. – М.: Просвещение, 2004.

3. История русской журналистики 18 – 19 вв [Текст]: учебник для вузов ./ под ред. Л.П. Громовой. – СПб: изд-во СПбГУ, 2003.

4. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики [Текст]: учебник для вузов / Р.П. Овселян. – М.: Наука, 2005.

Журналистика Новой России (август 1991 – 2014

Разрушение системы СМИ в «позднем» СССР. Изменение социальных, идейных и профессиональных ориентиров журналистики. Закон РФ «О средствах массовой информации». Формы контроля над СМИ. Проблема социальной ответственности СМИ. Ориентация СМИ на потребности и запросы аудитории: общественно-политическая пресса, деловые, профессионально-ориентированные издания, религиозные издания, развлекательная, женская, молодежная пресса и т.д.

Качественные и массовые СМИ. Качественные издания: («Ведомости», «Коммерсант – Дейли» и др.) . Концепция одного из современных периодических изданий на выбор.

Массовая информация и ее роль в современном мире

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики. Массовая информация на ранних этапах развития массовой коммуникации. Понятие информационного общества. Развитие массовой прессы. Процесс монополизации прессы. Особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран. Глобализация информационных процессов.

Общественное сознание как объект воздействия СМИ

Массовое сознание, определение, структура. Массовое сознание как практическое сознание. Понятие «общественное сознание». Исследование массового, общественного сознания. Социальные установки, убеждения, социальные мифы. Коммуникативная природа журналистики. Проблема гласности и свободы слова в современной журналистике. Независимые, правительственные, коммерческие и общественные СМИ.

Информационный рынок и производство средств массовой информации

Рынок современной прессы. СМИ как предприятие. Позиционирование издания. Распространение издания. Ценообразование и себестоимость. Оценка спроса, стимулирование сбыта. Финансовая политика издания. Государственные дотации средствам массовой информации. Связи с общественностью в редакционной структуре.

Организация работы редакции. Система управления редакционным коллективом. Правовые и экономические основы функционирования редакции СМИ. Устав редакции. Штатное расписание редакции. Методы управления редакцией: правовые, экономические, психологические, административные. Моделирование работы коллектива. Координация редакционной деятельности, виды планирования. Нормирование труда и учет его результатов.

Законодательная база и профессионально-этические нормы современной журналистики

Профессионально-этические правила и нормы. Законодательство в сфере журналистики. Понятие «компромата». Проблема факта и комментария. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности. Проблема профессиональной ответственности журналиста. Соотношение профессионально-нравственных принципов журналиста с общими принципами журналистики как деятельности.

Развитие системы отраслевой печати

Развитие системы отраслевой печати – элемент административно-командной экономики. История возникновения производственной печати. Виды производственной прессы. Специфика внутрикорпоративных изданий. Новостной повод для корпоративной прессы. Корпоративные издания – показатель качественного корпоративного менеджмента. Трансляция ценностей и норм, принятых в организации

Радио и телевидение как средства массовой информации

Технические средства радио и телевидения. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение. Информация на телеэкране: жанры, проблемы, тенденции. Телевидение и проблема манипуляции общественным сознанием. Роль и место радиовещания в современном обществе. Современные тенденции развития радиовещания как одного из средств СМИ: приоритет информационной, коммуникативной, рекламной функции.

Информационные службы

Возникновение телеграфных агентств в России и за рубежом. Создание в 1904г. Санкт-Петербургского телеграфного агентства ( СПбТА). СПбТА и Российская пресса. Роль и значение ТАСС в системе средств массовой информации страны. Ведущие информационные службы сегодня. Мировые, центральные и региональные информационные агентства. Особенность работы информационных агентств.

Литература

1. Ворошилов, В.В. Журналистика. Базовый курс [Текст]: учебник для вузов / В.В. Ворошилов. – 5-е изд. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. – 700 с.

2. Гуревич, С.М. Экономика средств массовой информации [Текст]: учебник для вузов / С.М. Гуревич. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 301 с.

3. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра [Текст]: учеб. пособие / С.М. Гуревич. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 286 с.

Наши рекомендации