Форма взаимоотношений государства с его составными частями.
Форма взаимоотношений – это способ соотношения государства в целом с его внутренними территориями и соотношение отдельных территорий между собой.
Виды форм государственного устройства в зависимости от степени децентрализации государства:
1) Унитарное государство;
2) Унитарное с наличием законодательных автономий;
3) Федерация (28).
Унитарное государство – это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью.
Признаки унитарного государства:
● Единая конституция;
● Единая система законодательства;
● Деление территории на АТЕ сверху в одностороннем порядке, определяя их правовой статус;
● Единая компетенция;
● Централизация власти, т.е. подчинение нижестоящих вышестоящим органам власти;
● Единое гражданство;
● Однопалатный парламент;
● Наличие суверенитета у самого государства.
Таким образом, унитарному государству присуща наименьшая степень децентрализации, но свойственна деконцентрации.
Унитарное государство с автономиями.
Автономия – это самостоятельность части целого в рамках системы целого. Автономия может быть:
● Национально-культурной, что является формой национально-культурного самоопределения народов.
● Национально-территориальной – это осуществление самостоятельности в рамках специально-созданных национально-территориальных образований.
● Автономии в составе унитарного государства – это режим внутренного самоуправления территориального образования в рамках единого государства, основанный на конституции и нормативно-правовых актах. То есть унитарные государства отдельным территориям предоставляют статус автономий, наделяя последнии признаками государственности (собственные законодательные органы, принимающие акты; установление дополнительно официальных языков, наравне с общегосударственным и т.д.).
Причины создания автономий в составе унитарных государств:
1) Экономическая отсталость территории;
2) Решение национального или религиозного вопроса.
Таким образом, данной форме государственного устройства присуща определенная степень децентрализации и её можно рассматривать, как переходную форсу от унитарного к федеративному.
Виды унитарных государств. Могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от характера отношений между центральными и местными органами власти, а также выделяют унитарные государства с одной автономией, с многими автономиями и с разноуровневыми автономиями.
Федерация– это сложное союзное государство, объединяющее в себе несколько государственных образований (субъекты), обладающих определенной политико-правовой самостоятельностью.
Субъекты могут быть национальными (в России – это республики), территориальными (в России – это край, область, город федерального значит), национально-территориальными (в России – это автономная область и автономные округа).
Признаки федерации:
● Субъекты обладают правом принятия собственных учредительных актов (для России – это конституции или уставы), которые действуют наравне с федеральной конституцией.
● Систему органов власти имеют и федерация и субъекты.
● Гражданство федерации, но субъекты также могут иметь своё гражданство.
● Территория федерации состоит из территорий субъектов, обладающих элементом территориальной самостоятельности, то есть без согласия субъекта её изменить нельзя.
● Федерация и субъекты имеют систему законодательства.
● Бикамерализм – наличие двухпалатного парламента, одна из палат представляет интересы населения, другая – интересы территории, субъектов Федерации.
● Характерно распределение компетенции между федерацией и субъектами. Может быть трёхвариантым:
a) Выделена компетенция федерации и определена остаточная субъектов;
b) Определена компетенция субъектов, за федерацией закреплены лишь общие вопросы;
c) Выделена компетенция федерации, совместная федерации и субъектов и определена остаточная компетенциям субъектов;
● Суверенно само государство, субъекты не суверенны и конституция закрепляет право на сецессию субъектов.
Таким образом для федерации характерна необратимая децентрализация, дополненная деконцентрацией. Федерализм – это принцип государственного устройства, определяющий характер территориальной и властной организации государства. Федерализация – это процесс обретения государством федеративных характеристик.