Сущность государства и его социальное предназначение
Два подхода к сущности государства Сущность государства, т.е. устойчивая совокупность внутренних черт, свойств, отражающих цели, природу и назначение государства в обществе, до сих пор остается в юридической науке дискуссионной проблемой. Можно выделить два подхода в понимании сущности государства.
Общесоциальный, коммуникативный, подход связан с именем древнегреческого философа Аристотеля. Государство воспринималось им как политическое общение, как ассоциация граждан, возникшая для того, чтобы служить ≪общему благу≫. Цель человеческого общежития, замечал Аристотель, состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо.
Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть.
В дальнейшем понимание государства как единого политического сообщества активно развивается в европейской мысли. Так, римский оратор и мыслитель Цицерон (106—43 до н.э.) рассматривал государство как соединение в единое целое (гражданскую общину) всех составляющих его граждан. Данная традиция тянется через Средневековье до немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он замечал, что ≪государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой≫, это ≪объединение людей под эгидой правовых законов≫. Следовательно, государство в рамках данного подхода тождественно обществу и не связывалось с властными институтами и должностными лицами, пребывающими вне этого сообщества.
Основоположником другого подхода в понимании сущности государства был французский юрист Ж. Боден (1529—1596). Его подход можно определить как институциональный. Он трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, наделенную суверенитетом. Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. В этой связи Ж. Боден рассматривал государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и составляет цель государственного устройства.
Государство служит механизмом реализации интересов политического сообщества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во
главе с правителем (монархом) являются носителями суверенитета.
Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему.
Оценивая оба рассмотренных подхода, можно отметить следующее.
В первом случае сущность государства понимается ш и р о к о — как объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы.
Во втором случае государство понимается в узком смысле — только как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. На основе широкого и узкого понимания государства в его сущности выделялась либо его способность выражать общезначимые интересы большинства общества (общесоциальная сущность), либо классовая сущность государства — его способность осуществлять интересы экономически господствующего класса. В определениях современных авторов два этих подхода объединяются.
В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, наделенной суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Сущность государства может выражаться в осуществлении интересов либо большинства, либо отдельных социальных групп.
Функции государства
Функции государства Государство выполняет ряд функций, осуществление которых отличает его от других политических институтов и обеспечивает стабильность и развитие общества. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.
К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.п.
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и денежно-кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (судом, прокуратурой и др.).
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в творчестве.
Одна из главных — политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или поддержания политического господства класса-собственника.
Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и функцию обороны страны.
Форма государства
Вопрос об устройстве государства, т.е. о том, каковы его составные части, способы формирования государственной власти и методы ее осуществления, — это вопрос о взаимосвязи содержания понятия ≪государство≫ и формы выражения этого содержания.
Содержание института государства составляет идея общности и цивилизованного совместного проживания людей, подчиненных праву. Однако эта целостность может выражаться в различных фор-мах. Знаменитый французский мыслитель Шарль-Луи Монтескь,(1689—1755) рассматривал государство как целостность, в которой все составные элементы (законодательство, институты и обычаи) являются лишь необходимым результатом и выражением его внутреннего единства.
Единство элементов государства основано на фундаментальном законе, или принципе. Для каждой формы государства этот принцип будет своим. ≪Как для республики нужна добродетель, — замечал он, — а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх≫ Следовательно, понятие ≪форма государства≫ позволяет рассматривать государство как целостность, состоящую из отдельных взаимозависимых элементов. Эти элементы указывают на то, кем и как формируется государственная власть, как она распределяется на территории государства и какими методами осуществляется. От того, как организована государственная власть, на какие средства (насилие, убеждение, авторитет) она опирается, во многом зависит ее эффективность.
Впервые на зависимость эффективности деятельности государства от его формы обратили внимание древнегреческие философы Платон и Аристотель. Так, Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: численности правящих и целям правления (служит ли оно общему благу или частным интересам).
На основе этих признаков он выделял чистые (совершенные) формы и несовершенные. К чистым формам, где правление осуществляется во всеобщих интересах, Аристотель отнес монархию (от греч. monos — один и arche — правление, власть, т.е. единоличное правление); аристократию (от греч. aristos — лучшие из лучших и kratos — власть, авторитет, т.е. правление лучших); политику, или республику (от лат. res publicum — общественное дело), где власть находится у большинства, которое выбирает правителей.
К несовершенным формам, где власть преследует частные интересы, Аристотель относил тиранию (от греч. tyrannis, т.е. лицо, насильственно захватившее власть и правящее с помощью принуждения); олигархию (от греч. oligos — немногочисленный и arche — власть, т.е. правление узкой группы лиц) и демократию (от греч. demos — народ и kratos — власть, правление, т.е. правление народа).
Однако в дальнейшем понятие ≪форма государства≫ не стали ограничивать лишь тем, как организована государственная власть, но начали учитывать и то, как она осуществляется, распределена на территории государства.
Итак, форма государства — понятие, раскрывающее устройство государственной власти с различных сторон:
1) указывает на субъект власти, т.е. носитель этой власти — это государство в лице своих органов;
2) выявляет порядок образования государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т.п.);
3) определяет то, как и между кем власть распределена на территории государства;
4) указывает на методы реализации власти.
Следовательно, форма государства представляет собой устройство, организацию государственной власти, состоящую из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Эти три элемента выражают различные аспекты организации и функционирования государственной власти.
Форма правления определяет способ формирования и структуру органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной и
судебной властей, а также роль населения в их учреждении.
Форма государственного устройства указывает на территориальную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственными образованиями).
Государственный режим характеризует средства и методы, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также то, каким образом государство реализует свои функции.
Однако форма государства представляет собой устройство государственной власти. Поэтому первоначально остановимся на характеристике государственной власти, а затем рассмотрим способы ее
формирования, распределения и реализации.