Государственное управление экономическим развитием.
В части 2 статьи 8 Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности. В России признаются и равным образом защищаются государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ органы государственной власти призваны обеспечить надлежащие правовые предпосылки для осуществления законной экономической деятельности на всей территории Российской Федерации.
В научной литературе выделяют следующие теоретико-правовые методы регулирования экономикой:
1.Метод общенормативного регулирования: введение общих правил; установление порядка реорганизации, создания и упразднения хозяйствующих субъектов (гл. 4 ГК РФ); определение порядка деятельности хозяйствующих субъектов.
2. Программно-установочные методы: концепции, целевые программы, тематические планы и т д.
3. Легализующие средства:
· Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, приостановлением действия, аннулированием лицензии, контролем лицензирующего органа за соблюдением лицензиатом соответствующих лицензионных требований и условий и т.д. (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
· Аккредитация (в переводе с латинского означает оказывать доверие). Первоначально понятие использовалось в международном праве и означало процедуру назначения и принятия представителя страны при иностранном государстве или международной организации. В дальнейшем термин стал использоваться шире – как процедура признания государственными органами полномочий различного рода субъектов (образовательных, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.);
· Сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукции или услуги установленным нормативным требованиям. Проводится третьей стороной, независимой от изготовителя или продавца. Бывает обязательной и добровольной.
4. Способы количественно-нормативного измерения: тарифы, стандарты, квоты, цены.
5. Контрольно-учетные и запретные способы: санкции, штрафы, лишение легализации, проверки и иные формы контроля, специальные экономические меры. Специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281 «О специальных экономических мерах» применяются в случае возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. Такие меры могут быть направлены на приостановление экономических программ, запрещение финансовых и внешнеэкономических операций, прекращение или приостановление торговых договоров, ограничение туристической деятельности, запрет заходов в порты РФ судов и использование воздушного пространства и др. Решение о применении таких мер и о сроках их применения принимается Президентом РФ на основании предложений Совета Безопасности РФ с обязательным и незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы. Примером реализации указанного закона служит Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в соответствии с которым запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию России сельскохозяйственной продукции, страной происхождения которой является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц в связи с ситуацией на Украине.
6. Способы поддержания управления деятельности и ее стимулирование: дотации, субсидии, государственный заказ.
Основные полномочия Правительства РФ в сфере экономики (ст. 14 ФКЗ «О Правительстве РФ»): осуществление регулирования экономических процессов; обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободное перемещение товаров, финансов и услуг; выработка государственной, структурной и инвестиционной политики, принятие мер по их реализации; прогнозирование социально-экономического развития России; разработка и осуществление развития приоритетных отраслей экономики; осуществление управления федеральной собственностью; принятие мер по защите отечественных товаропроизводителей.
Стратегию развития экономического процесса в России вырабатывает Министерство экономического развития РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), государственной статистики, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, государственного кадастра недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предпринимательства и малого бизнеса.
Министерство осуществляет:
· Мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку сводного финансового баланса РФ, годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;
· Разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, а также отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
· Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, по взаимодействию с международными организациями и региональными объединениями иностранных государств по вопросам экономической политики;
· Подготовку в установленном порядке заключений на проекты федеральных целевых программ, подготовку проекта сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ;
· Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министерство экономического развития РФ осуществляет координацию и контроль находящихся в его ведении федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» создана Федеральная служба по аккредитации, на которую возложены функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц. Федеральная служба осуществляет полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, граждан и организаций, экспертов, экспертных организаций.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии создана Указом Президента от 26 декабря 2008 г. На службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Государственную регистрацию осуществляют государственные служащие, замещающие должности государственных регистраторов.
Федеральное агентство по государственным резервам обеспечивает формирование, размещение, хранение, использование, пополнение и освежение запасов государственного материального резерва, мобилизационные нужды Российской Федерации и неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом реализует функции по оказанию государственных услуг и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений; осуществляет функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В сфере экономики действуют Федеральная служба по тарифам и Федеральная служба государственной статистики, подведомственные Правительству РФ. Федеральная служба по тарифам призвана осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством, например, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Федеральная служба государственной статистики представляет органам государственной власти и должностным лицам официальную статистическую информацию; разрабатывает и утверждает ее методологию, обеспечивает соответствие международным стандартам; утверждает формы федеральных статистических наблюдений; разрабатывает план статистических работ; обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц; осуществляет контроль в установленной сфере деятельности.