Вопрос 46. Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Политический режим, как элемент формы гос-ва: понятие, признаки, виды.

– это система методов, способов и средств осуществления политической власти.Согласно одной точке зрения «Полит.режим» и «Гос.режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «Полит.режим» более широкое, чем понятие «Государ. режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической влас­ти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «Полит.режим» и «Политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в полити­ческой жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные инсти­туты (демократично либо недемократично).

Признаки:

1) степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3)гарантированность прав и свобод личности;

4) степень реализации политической власти непосредственно на­родом;

5) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

6) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;

7) соотношение между законодательной и исполнительной ветвя­ми власти;

8) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничи­вающий) в отношении граждан и должностных лиц;

9) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

10) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической власти;

11) степень верховенства закона во всех сферах общественно жизни;

12) принципы взаимоотношения общества и власти;

13) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности;

14) существование реальных механизмов привлечения к полит ческой и юридической ответственности должностных лиц, включи самых высших.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические.

I. К недемократическим режимам относят:

Деспотический,

Тиранический,

Тоталитарный,

Фашистский

Авторитарный.

- Деспотическийрежим - полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

- Тиранический режим - близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

- Тоталитарныйрежим означает ни чем не ограниченная власть государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР.

Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека.

При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства.

При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации.

При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

- Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

- Авторитарныйрежим - государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

II. Демократический политический режим.

-Демократия означает народовластие.Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ.

Основу демократии составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: 1.народ избирает представительные (законодательные) органы власти, 2.участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), 3.а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

- Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с нормами международного права и конституцией.

- Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

- Признается и обеспечивается плюрализмво всех сферах общественной жизни:

1. многообразие форм собственности,

2. многопартийность,

3. мировоззренческая свобода,

4. терпимость к различным взглядам.

5. широкий спектр общественных объединений

6. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Вопрос 47. Виды толкования норм права.

Толкование норм права –это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.

Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

Виды толкования права:

1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;

2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;

3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.

Виды неофициального толкования:

1) обыденное;

2) профессиональное;

3) научное.

Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.

Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.

Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.

Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы

толкования норм права по объему:

1) Буквальное – понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права;

2) Расширенное – смысл, который вложил законодатель в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы права;

3) Ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права уже смысла, вытекающего из текста нормы права. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ АКТЫ — акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.

Наши рекомендации