Можно выделить два уровня правосознания – обыденный и профессиональный.
Обыденное правосознание (правовая психология) характеризует социальную практику как эмпирическую деятельность, в процессе которой выражаются субъективные отношения индивида, социальной группы, общества к действующему праву, представления о своих правах и обязанностях, о справедливости или несправедливости юридических норм, о сущности и принципах правовой организации общества, чувства, настроения, эмоции, связанные с оценкой существующего правопорядка.
Групповое правосознание – правосознание отдельных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ. Взгляды и представления о праве и законности отдельных групп общества могут не совпадать.
Профессиональное правосознание юриста должно отвечать требованиям современной науки и практики, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний принципов и норм права, а главное – умением их применять. Для профессионального правосознания характерны высокая степень осознанности и прочности правовых установок и ценностных ориентацией, стремление к реализации в жизни достижений юридической мысли и культуры, принципов и ценностей права.
Теоретическое правосознание (правовая идеология) – это система правовых теорий, систематизированные научные идеи и взгляды, совокупность интеллектуальных установок и парадигм, которые отражают теоретическое (научное) осмысление правовой реальности, осознанное проникновение в сущность правовых явлений и влекут готовность к определенному правовому поведению в результате оценки правовых явлений.
Современная правовая идеология основывается на системе теорий, идей и принципов – теории социального правового государства, принципе разделения властей, теории народного суверенитета, признании приоритета общечеловеческих ценностей, принципе верховенства права, преимуществе общепризнанных норм международного права над нормами национального права, высокой роли суда как антипода бюрократического управления и др.
Элементы правосознания:
- познавательный (информационный) – предполагает информированность о содержании нормативных актов;
- оценочно-волевой (эмоциональный) – предполагает оценочное отношение к законодательству, соотношение юридических норм со своими взглядами на право и выражается в одобрении или критике нормативных предписаний;
- регулятивный (установочный) – связан с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную сторону, предполагая согласование поведения человека с действующей в обществе системой правовых предписаний, с запретами и дозволениями.
Право влияет на правосознание, так как является важнейшим источником его формирования, преобразования и развития.
Вопрос. Виды норм права.
Виды норм права Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятый, и т.п.);общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулированияна: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные регионе (содержащиеся в законах) и временные(содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном в связи со стихийным бедствием).
6) по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие(диспозитивные).
- Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.
- Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.
- Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.
- Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма. Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.
7. По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на нормы специального действия (конституирующие ), регулятивные и правоохранительные.
- Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления. К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.
А) Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые принципы регулирования (закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности).
Б) Дефинитивная норма дает определение понятий, используемых в законодательстве. (определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).
В) Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.
Г) Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.
Д)Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации).
- Регулятивные нормы - это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.
- Правоохранительные нормы - это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы. Это в основном нормы уголовного , административного права.
8 Выделяют также нормы материального и процессуального права.
- Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.
- Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.
9 По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия, местные, локальные, исключительные
- нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население),
местные ( действующие на части территории, например, в субъекте федерации),
локальные(отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии),
исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).