Принципы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение..

Принципы права — это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей.

Виды принципов права. Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

1. Общие принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

К числу общих принципов права относятся:

1) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии дня свободной и обеспеченной жизни..

2) Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Справедливость является одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания).

3) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

4) Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

5) Принцип равноправия (равенство всех перед законом). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран мирового сообщества. Эти нормативно-правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные спои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

6) Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в цепом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений.

7) Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы..

8) Принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

2. Межотраслевые правовые принципы. распространяются на несколько смежных или родственных отраслей права. Например, для уголовно-процессуального, гражданско-процес- суального, административно-процессуального и арбитражно-про- цессуальиого права характерны принципы:



  • процессуальное равенство участников сторон;
  • гласность судебного разбирательства;
  • состязательность;
  • презумпция невиновности.

3. Отраслевые правовые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права.

  • в гражданском праве — принцип равенства сторон;
  • в уголовном праве — презумпция невиновности;
  • в трудовом праве — принцип свободы труда;
  • в земельном праве — принцип целевого характера использования земли;
  • в административном праве — принцип субординации.

42. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления.

Пробел в праве — это отсутст в праве нормы, при помощи кот необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правов регулир.

Отличит черта пробела в праве в том, что те фактические обстоят, в отнош кот отсутст конкретное нормат предп, в общем и целом правом урегулир: законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы представл собой своего рода «пропуски» в правовом простран, в ткани юр норм, кот нежелательны и в принципе должны быть искл из общего правила адекватного правового регулиров соц сферы.

Причины появления пробелов

Они могут быть объективные и субъективные.

Объективные, если в момент принятия соответств норм права не существ тех отнош, кот впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулир.

Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответств за угон воздушного судна, так как Советское госуд в то время не знало такого вида преступл.

Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существ обществ отн и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.

Они могут существовать:

  • под влияниемэкономич обстоятельств. Принятие любого закона связано с определ затратами по его осуществл. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;
  • под влияниемполит факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодат органе может отдалить регулиров соответств отношений;
  • под влияниемидеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значит части населения соответств явления обществ жизни.

При этом законодатель:

  • либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его реш течению времени,
  • либо отдает его реш на усмотрение практических органов.

Пробел и ошибка в праве

В нек случаях наряду с термином «пробел» использ понятие «ошибка в праве».Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существ условий и проявление на этой основе не той законодат воли, какую следовало бы отразить в норматив актах.

В некот отнош пробелы в праве и ошибки в праве совпадают. Так, и в том и в др случае законодатель может ошибочно:

  • считать какие-либо отнош не подлежащими юридич воздействию;
  • полагать возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения и передать решение вопроса на усмотрение правоприменителя.

При ошибке в праве законодатель, кроме того:

  • издает норму, в которой нет необход;
  • решает вопрос не так, как следовало бы решить в установл норме.

Совпадения и различия между пробелом в праве и ошибкой в праве показано ниже.

Виды пробелов в праве

Прежде всего, выдел пробелы по времени выявления:первичные(первоначальные), проявившиеся в период опубликов и вступления в силу нормат правовых актов, как правило, это результат упущения правотворческих органов.Вторичные (последующие), появившиеся после издания нормат правовых актов в процессе правоприменения и развития обществ отнош.

Исходя из структуры нормы права, выделяют пробел в гипотезе, пробел в диспозиции и пробел в санкции.

По соответствующим источникам права:

  • пробел в позитивном праве — когда нет ни одного источника права: ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, в которых бы присутств норма права, при помощи кот необходимо решать конкретную жизненную ситуацию, требующую правов регулиров;
  • пробел в нормат актах — отсутствие норм права в законах и подзаконных актов;
  • пробел в законе — отсутствие норм права в данном законе.

По степени неурегулированности пробел существует в виде:

  • полного отсутствия норм по регулиров конкрет жизненной ситуации;
  • недостаточного регулиров имеющимися нормами.

Так, ст. 59 Кон РФ устанав право гражданина на замену военной службы альтернат гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных фз случаях. Долгое время данная констит норма не работала, поскольку не было спец фз.

По времени появления имеются первоначальные и последующие пробелы в праве:

  • первоначальные (первичные) возникают в момент издания нормат актов;
  • послед (вторичные) возникают после их издания в процессе разв обществ отнош.

По степени вины законодателя пробелы могут быть:

  • непростительные — если необход в правовом регулир существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по какой-либо причине ее не заметил;
  • простительные — законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулир.

Пробелы могут быть классифицированы по отраслевой принадл (в констит, граждан, иных отраслях права), по виду норматив акта и др.

Наши рекомендации