Политические партии и Общественные объединения в политической системе общества
Политические партии занимают особое положение в политической системе, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений и являются самым активным из звеньев политической системы. Поэтому всякая партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы. Партии оказывают непосредственное влияние на разработку политического курса страны и его осуществление, выдвижение лидеров государства, на формирование состава правительства, выступая в качестве своеобразных поставщиков управленческих кадров для всех сфер власти. В демократических странах партийная система является наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим связь гражданского общества и государства.
Политическую партию (от лат. «partire» - разделять) можно определить как тип негосударственного института, групповое объединение, которое обладает формальной, организационной структурой, осуществляет специализированную функцию борьбы за официальный контроль над властью, объединено определенной идеологической доктриной, претендующей на выражение общенациональных интересов, наделено правовым статусом и включено в избирательный процесс. Так, американские политологи Дж. Лапаломбара и Дж. Андерсон в «Энциклопедии управления и политики» следующим образом определяют данное понятие: «Партия есть любая политическая группа, связанная с овладением официальным статусом и формальной организацией, увязывающей центр с периферией и способная провести через выборы (свободные или несвободные) кандидатов в государственные органы».
Политолог Дж. Лапаломбара указывал на следующие специфические признаки, отличающие политическую партию от каких-либо других общественных организаций и объединений:
• партия является носителем определенной идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека;
• партия является организацией, т.е. выступает как достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики - от местного до международного;
• цель партии - завоевание и осуществление политической власти в государстве;
• каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа, которая варьируется от голосования за нее на выборах до активного членства.
Значение политических партий в жизни общества определяется выполняемыми ими функциями, а именно:
• обеспечение связи между гражданским обществом и государством;
• стимулирование активного участия граждан в политической жизни общества;
• оказывание влияния на формирование и осуществление государственной политики;
• способствование развитию политической культуры и политического сознания;
• выдвижение кандидатов на выборах в государственные органы всех уровней.
В заисимости от идеологической направленности политических партий выделяют:
• консервативные партии (характеризуются стабильностью, приверженностью традиционным формам осуществления власти, выступают за постепенные преобразования в обществе, за преемственность политики от прежних времен);
• либеральные партии (провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных интересов, а не общественных);
• социал-демократические партии (провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства);
• коммунистические партии (в основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и диктатуры пролетариата);
• религиозные партии (создаются на основе какой-либо религиозной конфессии и выражают ее основные идеи);
• национал-патриотические или фашистские партии (в основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов).
По способу связи с государством партии подразделяют на:
• правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в парламенте, участвуют в формировании правительства);
• оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят противоположные программы, стремятся стать правящими).
В политической системе общества политические партии образуют партийную систему, которая представляет собой совокупность партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть.
Как и политические партии, общественные движения и организации представляют собой добровольные объединения, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов и целей. Однако от политических партий общественные движения и организации отличаются тем, что не ставят своей обязательной целью завоевание политической власти в государстве. Различие между данными объединениями определяется следующими моментами. Общественные организации представляют собой массовые объединения граждан, возникшие по их инициативе для реализации долговременных целей, имеющие устав и характеризующиеся четкой структурой. В отличие же от общественных организаций, цели общественных движений носят кратковременный характер, а они сами могут быть структурно не оформлены, могут объединять множество общественных структур различной общественно-политической ориентации.
69) Эволюция термина « гражданское общество « . Современное представление о гражданском обществе
Исторические корни
Термин "гражданское общество" имеет глубокие исторические корни. Он появился уже в работах Аристотеля и Цицерона, которые, однако, использовали его как синоним "политического общества" и самим полисом, так как для них общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса.
В средневековье одной из предпосылок развития представлений о наличие определенного независимого от властителей поля человеческого существования, было связано с западной католической религией. Как отмечает в своей работе "Гражданское общество: религиозное измерение проблемы" Е.Рашковский (1996), сама католическая ортодоксия, объективно полагая границы властолюбивым и честолюбивым притязаниям своих же членов и настаивая на примате их доброй воли, очерчивает некое поле свободы для гражданского общества.
Процессы религиозной реформации существенно увеличили степень внутренней свободы, независимости человека. Израильский исследователь Адам Б.Зелигман, изучавший англосаксонскую протестантскую публицистику XVII в., приходит к такому выводу: утвержденная отцами протестантизма радикальная приватизация идеи Завета довольно скоро сама подводит черту под всяческими мечтаниями о протестантской теократии и - в отношении проблематики мира сего - исподволь реабилитирует понятия о ценности естественного права и естественного разума, подчеркивая в них приватный, человеческий, личностный аспект (Seligman, 1992). Развитие современного понимания гражданского общества неразделимо с процессом политической модернизации, протекавшем в странах Западной Европы и Америки в XVII-XIX веках, с процессом постепенного расширения прав личности как в политическом, так и в социальном смысле. Разделение понятий "гражданское общество" и "государство" связано с развитием либеральных идей, в соответствии с которыми государство должно играть лишь роль "ночного сторожа", а также с представлениями о том, что должно существовать некое незанятое государством пространство, в котором могла бы происходить общественная жизнь человека.
На рубеже XVIII и XIX веков в работах шотландских просветителей, прежде всего Адама Фергюсона (2000), а также в работах Руссо и Канта появились различные понимания гражданского общества уже в современном им контексте. Так, обсуждая этот тип общества, Кант писал о нем, как об обществе, в котором "свобода в рамках существующих законов сочетается с максимально возможным развитием несдерживаемых ничем усилий, тенденций, иными словами, общества с полностью гражданским устройством".
Дальнейшее развитие понятие "гражданского общества" нашло в работах Гегеля. Гражданское общество, считал Гегель, выступает "не как атомистически распавшееся на единичные лица и собравшееся на мгновение только для единичного временного акта без дальнейшей связи, а как расчлененное на уже раньше конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь" (Гегель, 1990, стр. 346).
В качестве основополагающих принципов, на которых функционирует гражданское общество, Гегель называет наряду с принципами частной собственности и личной свободы "публичность" и "всеобщую осведомленность", свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые и строго соблюдаемые законы. Огромное значение, придававшееся Гегелем сильной правовой основе, правосудию и средствам для их эффективного функционирования подтверждается и тем фактом, что он рассматривал их как "моменты" самого гражданского общества (Перегудов, 1992). В сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите собственности со стороны закона, суда и полиции, отстаивающих всеобщие интересы.
Единственный институт гражданского общества, подробно анализируемый Гегелем - это корпорация, сохранившая черты средневекового цеха, и соединявшая черты узкопрофессионального объединения и что-то вроде "второй семьи", "нравственного корня государства". Партии, как выражение "случайного интереса" им отвергались, т.е. фактически предлагалась идея корпоративного представительства. Он считал также, что грань, отделяющая гражданское общество от государства весьма условна и что даже обособившись от государства, гражданское общество остается его органической частью.
Карл Маркс рассматривал гражданское общество как "определенный общественный слой, определенную организацию семьи, сословий или классов" (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.27, с.402), либо как совокупность производственных отношений. Следуя этой логике, он утверждал, что "анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии" (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.13, стр.6). Ленин, следуя логике Маркса, отказался даже от самого термина «гражданское общество», а общественную формацию трактовал как совокупность производственных отношений. В полном виде этот подход проявился уже в рамках "марксистско-ленинской философии", отказывавшей такому гражданскому обществу в праве на дальнейшее существование вместе с классовым государством. Фактически же на смену комплексу "государство-гражданское общество" в России, например, пришло тоталитарное, или близкое к нему псевдосоциалистическое государство, подмявшее под себя независимые общественные структуры, и контролировавшее все стороны общественной, а также и личной жизни человека.
К концепции гражданского общества обратился в своих "Тюремных тетрадях" Антонию Грамши, уже имея опыт прихода к власти в своей стране фашистов. "Гражданское общество превратилось в очень сложную структуру, выдерживающие катастрофические "вторжения" непосредственного экономического элемента (кризисов, депрессий и т.д): надстройки гражданского общества в этом случае играют роль как бы системы траншей в современной войне" (Грамши, 1959, с.198), т.е. могут и должны остаться формой организации жизни, не позволяющей, в случае их развитости, воцариться тоталитарному режиму.
Он ищет оптимальные формы соотношения государства и гражданского общества: "... можно было бы сказать, что государство = политическое сообщество + гражданское общество", считая при этом, что: "государству суждено исчерпать себя и раствориться в упорядоченном обществе", то есть "Этическом государстве или гражданском обществе" (Грамши, 1959, с.247).
А.Грамши был один из немногих, использующих концепцию гражданского общества при анализе общественных процессов в первой половине и в середине ХХ века. Новое внимание это понятие получило уже в 70-х годах, в связи с борьбой протии
Гражданское общество — это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Во-вторых, это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Большинство политологов и социологов придерживаются широкого толкования гражданского общества, справедливо полагая, .что оно включает социально-политические отношения и как их элемент — политические группы. В-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе. Основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Экономически плюрализм создает необходимые предпосылки для преодоления существующего отчуждения человека от средств производства. Гражданское общество только тогда проявляет свою жизнеспособность, когда его члены обладают конкретной собственностью или правом на использование и распоряжение собственностью, произведенным ими общественным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — колхоза, кооператива, предприятия и т.д. — действительно является таковым. Наличие собственности служит основополагающим условием свободы личности в любом обществе.