Разделение властей и система «сдержек и противовесов» в механизме государства.
Государство представляет из себя аппарат, машину для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса.
Государство осуществляет свои функции через органы и учреждения, которые в совокупности образуют государственный механизм. Собственный механизм имеют и имеют и иные уровни публичной власти, существующие в рамках того или иного государства: субъекты федерации, автономные и муниципальные государственные единицы, иные территориальные образования. Вся совокупность государственных и самоуправленческих органов и учреждений, существующих в том или ином государстве, - это механизм осуществления публичной власти в нем.
Важнейшее место в механизме реализации публичной власти занимают ее органы. Орган публичной власти – это организованная группа людей или один человек, наделенные в установленном законом порядке властными полномочиями по осуществлению управления в той или иной сфере общественных отношений. Как видно, важнейшим признаком государственного органа является наличие властных полномочий, то есть прав принимать общеобязательные веления – решения, которым должны подчиняться не только сами эти органы и их структурные элементы. но и другие субъекты. Именно наличием властных полномочий органы публичной власти отличаются от публичных учреждений — образований, тоже участвующих в управлении обществом, но не имеющих права издавать обязательные для других субъектов веления. Это, например, государственные и муниципальные учебные заведения, армия, полиция и т.д.
В конституции конкретной страны как в основном законе получают отражение лишь важнейшие аспекты правового статуса органов публичной власти. Причем общенациональные конституции наиболее обстоятельному регулированию подвергают статус центральных государственных органов: определяются их главные задачи и функции, а также компетенция и издаваемые ими правовые акты, основы процедуры формирования и прекращения полномочий, организации и порядка деятельности, гарантии и ответственность, а также важнейшие направления взаимоотношений этих органов друг с другом и с нижестоящими органами.
Статус же органов субъектов федерации, местного самоуправления, а так же иных автономных и иных территориальных образований, существующих в государстве или взаимосвязанных с ним, получает в общенациональных конституциях гораздо более скромное отражение. Иногда лишь упоминаются их видовые обозначения, необходимость соответствия их организации и деятельности общим конституционным принципам, важнейшие аспекты их взаимоотношений с центральными органами.
Например, Основной закон ФРГ требует, чтобы государственная организация земель соответствовала конституционным принципам республиканского, демократического и социального правового государства, а также чтобы в землях, округах и общинах обязательно действовали представительные органы (ст. 28).
Конституция Испании определяет основы организации публичной власти на всех трех уровнях территориального деления страны: в автономных сообществах, провинциях и муниципиях. Наиболее обстоятельно регулируется организация власти в автономных сообществах. Конституция предусматривает, что в каждом автономном сообществе должны бьггь созданы законодательное собрание, избираемое путем всеобщих выборов на основе пропорциональной системы представительства, гарантирующей также представительство различных районов территории; правительственный совет, выполняющий исполнительные и административные функции. Правительственный совет возглавляет председатель, избираемый законодательным собранием из числа членов совета и назначаемый Королем. Председатель руководит правительственным советом, является высшим должностным лицом в автономном сообществе и одновременно представителем государства в нем. Председатель и члены правительственного совета несут политическую ответственность за свою деятельность перед собранием. Кроме того, Конституция предусматривает создание в каждом автономном сообществе высшего суда, являющегося верховным судебным органом сообщества (ст. 152). Обязательное наличие выборных представительных органов — советов — предусмотрено Конституцией также для провинций и муниципий (ст. 140).
Более обстоятельная характеристика статуса органов публичной власти содержится в конституциях субъектов федерации, уставах, статутах и хартиях автономных и муниципальных территориальных единиц.
Современный подход к характеристике содержания принципа разделения властей включает разделение функций и компетенции органов публичной власти как в классическом понимании, т.е. «по горизонтали» (между различными видами органов одного уровня), так и «по вертикали» (между органами одного вида, но различных уровней власти). В рамках разделения властей «по вертикали» в каждой стране действуют те или иные органы пуб- личной власти на каждом уровне ее территориального деления, а также в об- щенациональном масштабе. Например, в США имеются федеральные орга- ны государственной власти, органы власти штатов, федерального округа Колумбия, органы зависимых территорий, органы местного самоуправления всех муниципальных единиц. При этом, если в рамках политико-территориального устройства государства органы публичной власти различных уровней прямо не соподчинены друг другу (в частности, споры между ними разрешаются в судебном порядке), то в рамках административно-территориального устройства такое соподчинение имеется в виде обязанности нижестоящих органов выполнять веления вышестоящих и права вышестоящих органов отменять решения нижестоящих.
Разделение властей «по горизонтали» предполагает, что на одном уровне публичной власти действуют органы нескольких видов. Наиболее последовательно данный принцип реализован на общенациональном уровне: в большинстве современных государств существуют законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государства, осуществляющие различные виды государственной деятельности, а также взаимоконтроль. В субъектах федерации имеются законодательные и исполнительные органы, а в некоторых странах также суды. Аналогичная структура власти существует в зависимых территориях и в автономных единицах с законодательной автономией. Наконец, в муниципальных единицах и в местных автономных единицах принцип разделения властей используется ограниченно или вовсе отсутствует: в них имеются выборные представительные органы, которые так или иначе участвуют в формировании исполнительной власти или сами ее осуществляют.
По способу формирования органы публичной власти подразделяются на избираемые, назначаемые и формируемые «по праву», т.е. автоматически, без специальной процедуры: по должности или по наследству. В демократических государствах в соответствии с принципом народного суверенитета важнейшие органы публичной власти каждого уровня являются выборными: парламент, президент, представительные органы субъектов федерации и местного самоуправления, а также их главы. Остальные же органы формируются ими, причем иногда из их же состава. Так назначаются обычно члены правительства, судьи. В монархиях должность главы государства наследуется. По должностному принципу органы государственной власти формируются достаточно редко, иногда — частично. Например, бывшие президенты Франции «по праву» входят в состав Сената.
По объему полномочий среди органов публичной власти можно выделить органы общей и специальной компетенции. Первые имеют широкий круг полномочий, осуществляя управление множеством сфер общественных отношений (парламент, правительство и др.). Органы же специальной компетенции занимаются управлением какой-либо одной или несколькими сферами общественных отношений (министерства, органы конституционного контроля и др.).
По способу принятия решений различают коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы принимают решения путем голосования (это парламенты, правительства), а единоначальные — индивидуально соответствующим должностным лицом (это глава государства, министерства).