Правовое регулирование создания и деятельности политических и общественных организаций и движений зарубежных стран.
Совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в процессе жизни и деятельности, понимается как общество. Его конечная цель видится в сохранении и воспроизводстве человека как живого существа, а также условий, обеспечивающих надлежащее удовлетворение его потребностей. Для сохранения физического существования человеку требуются пища, одежда, жилье, другие материальные предметы, а также духовные блага, осознаваемые им как жизненно необходимые. В связи с этим процесс воспроизводства общественной жизни подразделяется на три взаимосвязанных процесса:
· Воспроизводство людей;
· Производство материальных и духовных средств жизни;
· Производство отношений между членами общества.
Гражданское общество представляет собой население страны, его коллективные образования, организации, действующие в сфере материального и духовного производства, политической и иных сферах общества, за вычетом государства, его органов и должностных лиц и результатов их непосредственной деятельности в виде властных решений и действий.
Система государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства и иных политических вопросах, понимается как политическая организация общества.
Помимо государства в политическую систему общества входят общественные объединения и политические партии.
Партии представляют собой устойчивые и постоянно действующие общественные формирования, призванные выражать политические интересы гражданского общества, отдельных социальных слоев и организовывать граждан на участие в делах государства.
По степени организованности и способам взаимосвязи с населением политические партии подразделяются на три вида:
· Кадровые;
· Массовые;
· Партии избирателей.
Общественные объединения – профессиональные союзы, молодежные, женские, творческие, ветеранские организации, массовые движения, спортивные и иные союзы. Особняком стоят религиозные организации. Трудовые коллективы, органы местного самоуправления. В политическую структуру общества входят не только разрешенные и признаваемые государством организации и объединения, но и незаконные организации и ассоциации.
Итого: политическая организация гражданского общества состоит из следующих компонентов:
- политические партии;
- общественные объединения;
- религиозные объединения;
- органы местного самоуправления;
- трудовые коллективы;
- преступные сообщества.
Общие положения о политических партиях содержатся в современных зарубежных конституциях. В них устанавливаются, во-первых, общие принципы статуса политических партий и их роль в обществе; во-вторых, принцип свободного образования и деятельности партий; в-третьих, условия, при которых партии могут свободно осуществлять свою деятельность.
Например, в статье 21 Основного закона ФРГ говорится о том, что партии содействуют формированию политической воли народа, образовываются свободно, их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам, а те партии, которые стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить либо поставить под угрозу существование ФРГ, являются антиконституционными.
Закрепляя положение о политических партиях, статья 6 Конституции Испании определяет их как основной инструмент участия в политической жизни. Статья 49 Конституции Италии устанавливает право всех граждан свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики.
Конституция Франции в статье 4 указывает, что политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно с соблюдением принципе национального суверенитета и демократии.
В соответствии со статьей 51 Конституции Португа лии свобода объединений включает право на создание на членство в объединениях и политических партиях. Здесь же содержится запрет на членство более чем в одной партии; партии не могут использовать в своих названиях слова и выражения, имеющие прямое отношение к какой-либо религии или церкви; запрещено учреждать партии на региональном уровне.
Более конкретное регулирование политических партий осуществляется текущим законодательством (в органических и специальных законах, других актах о политических партиях либо в избирательных и других законах).
В законах достаточно широко регулируются вопрос жизнедеятельности политических партий. Можно выделить несколько элементов правового регулирования партий:
— определение ее целей, задач, функций, роли политической жизни общества;
— регулирование условий и порядка регистрации партий, которая является обязательной. Для регистрации требуется определенный законом минимум членов партии (в Португалии — 5 тыс. человек, в Швеции — 1,5 тыс. человек). В одних странах (Испания, Италия, Франция др.) регистрация осуществляется министерством внутренних дел, в других (Бельгия, Нидерланды) — министерство юстиции, в третьих (Португалия) — Верховным судом;
— устанавливаются определенные требования к организационному строению партий и порядку их деятельности. В частности, определяются государственные требования к содержанию устава партии;
— регулируются вопросы участия партий в избирательном процессе;
— регулируются финансовые аспекты деятельности партий, в частности, устанавливаются: размеры и порядок предоставления частных пожертвований и взносов партийный бюджет; определяются предвыборные расходы партий; вводится государственное финансирование партий или оказание им финансовой помощи за счет государственного бюджета. При этом в одних странах (США, ФРГ и др.) финансируются предвыборные расходы партий, в других — также финансируются текущие партийные расходы (Швеция, Дания, Финляндия).
В зарубежных странах помимо политических партий существует значительное количество неполитических общественных объединений, которые образуются для осуществления своих общих экономических, культурных, профессиональных и других некоммерческих интересов, не ставя своей целью участие в осуществлении политической власти, участие в политической жизни не является для них главной целью.
По видам общественные объединения очень разнообразны. Это — профсоюзы различной направленности; союзы и общества предпринимателей, товаропроизводителей, потребителей, женщин, молодежи; экологические организации; культурные общества; благотворительные фонды и другие союзы, общества и движения.
В конституциях зарубежных стран устанавливается право на объединения и определяются общие принципы и основы деятельности таких объединений. Причем в разных конституциях регулирование общественных объединений производится неодинаково. В одних — говорится лишь о ее праве на объединение; в других — содержатся положения о статусе отдельных видов общественных объединений- профсоюзов, молодежных, предпринимателей и др.; в третьих — регулируются условия образования таких объединений, устанавливаются государственные требования к ним. В ряде конституций содержатся положения о государственной регистрации объединений и внесении их в реестр, об их обязательной финансовой отчетности перед государством.
Общественные организации предпринимателей регулируются в конституциях и текущем законодательстве; видам организации предпринимателей подразделяются на: экономические союзы и ассоциации; союзы работодателей; сельскохозяйственные, промышленные, ремесленные союзы; торгово-промышленные палаты; лоббистские ассоциации и др.
Например, Конституция Испании в статье 7 устанавливает, что ассоциации предпринимателей, равно как профсоюзы, занимаются защитой и обеспечением экономических и социальных интересов, которые они представляют. В статье 37 признается право трудяшихся и предпринимателей на трудовой конфликт; статья 131 указывает на помощь и содействие Правительству со стороны профсоюзов, предпринимательских и экономических организаций в разработке проектов планирования.
В соответствии со ст. 1-7 Конституции Швеции "Форма правления" главы 2 "Основные свободы и права" (в ред. Закона 1976/871) союзы рабочих, а также союзы предпринимателей имеют право использовать такие меры борьбы, которые связаны с их профессиональной деятельностью.
Достаточно подробно осуществляется конституционное регулирование профессиональных союзов. Можно выделить следующие основные положения конституционной регламентации профсоюзов:
— их право охранять и улучшать условия труда и экономических условий (ст. 9 Основного закона ФРГ);
— беспрепятственное осуществление ими своих прав и охраны их от любого посягательства (ч. 1 ст. 23 Конституции Греции);
— проведение забастовок профсоюзными организациями с целью закрепления и расширения экономических и трудовых интересов трудящихся (ч. 2 ст. 23 Конституции Греции). Право на забастовку закрепляется также в и ституциях Испании, ФРГ, Бразилии, Португалии, Италии и т. д.
Статус профсоюзов подробно регулируется Конституцией Португалии, им посвящаются статьи 55 и 56.
Свобода профсоюзной деятельности рассматривается как условие и гарантия единства трудящихся в защите их прав и интересов. Закрепляется независимость профсоюзов от патроната, государства, религиозных организаций, партий и других политических организаций; закон должен установить гарантии этой независимости, которая является основой единства трудящихся классов (ст. 55).
За профсоюзами португальская Конституция закрепляет широкие права. В частности, они участвуют в разработке трудового законодательства; в управлении организациями социального страхования и другими организациями, целью которых является удовлетворение интересов трудящихся классов; в контроле за выполнением социально-экономических планов; осуществляют представительство в органах социального партнерства; им принадлежит право заключения коллективного договора (ст. 56).
Ряд зарубежных конституций содержит положения об объединениях потпребитпелей, которые защищают потребителей и сами пользуются поддержкой со стороны государства. Определяя права потребителей, Конституция Португалии в статье 60 указывает, что они имеют право на качественность потребляемых товаров и услуг, на получение образования и информации, на охрану здоровья, на безопасность и защиту своих экономических интересов, на возмещение ущерба. Защита прав потребителей закрепляется и в статье 51 Конституции Испании.