Федеральный Конституционный Суд Германии
В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль .
Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвенных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе пропорционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.
Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:
1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли);
2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совместимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.);
3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по существу, округа, единицы административно-территориального деления) по поводу нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправление;
4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами — законами, актами административных органов, судебными решениями;
5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвинением, возбужденным против него парламентом;
6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.
Конституционный суд начинает действовать только после обращения к нему. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства.
Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд, если он считает, что закон противоречит конституции.
Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В Федеральном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах земель применяется устный состязательный процесс.
Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения имеют силу закона.
Глава государства и исполнительная власть в Японии. Порядок формирования и партийный состав Правительства, полномочия и ответственность Правительства. Требования к главе государства, полномочия.
Главой государства является император. Это старейшая монархия в мире Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Царствование каждого императора провозглашается властями определенной ≪эрой≫, в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление. Монарх правит долго. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется действующей Конституцией 1946 г. и законом об императорской фамилии, принятым Парламентом. Согласно конституционным нормам (ст. 1), император является только ≪символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть≫. Он практически исключен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью.
Он назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как: — промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв Парламента; роспуск Палаты представителей; объявление всеобщих парламентских выборов; Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев синто. Правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов Парламента. Первым вопросом, поставленным на обсуждение вновь избранного Парламента, является выдвижение Премьер-министра. Как правило, главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах. После избрания все члены правительства утверждаются специальным указом императора.
Парламент Японии. Структура парламента и порядок формирования его палат. Требования к кандидатам в члены (депутаты) Парламента. Полномочия.
Порядок деятельности Парламента регулируется конституционными нормами, законом о Парламенте 1947 г., а также регламентами палат. Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Парламент состоит из двух палат. Верхняя палата — Палата советников не может быть распущена. Возрастной ценз для ее членов составляет не менее 30 лет, тогда как для депутатов нижней палаты — Палаты представителей — 25 лет. 252 советника избираются на шесть лет с переизбранием половины состава каждые три года. 500 депутатов нижней палаты избираются на четыре года. В обоих случаях применяется смешанная избирательная система. В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей — не менее 20 человек) и Кабинет министров. Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицированного большинства в две трети от числа присутствующих депутатов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются Премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования. Особенность японского Парламента проявляется в осуществлении организационно-судебной функции. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат. Кабинет министров осуществляет исполнительную власть. В его состав входят Премьер министр, 12 министров, отвечающих за определенную сферу государственного управления, и 8 ≪министров без портфеля≫, являющиеся советниками Премьер-министра. Глава Кабинета наделен правом по своему усмотрению отстранять от должности отдельных министров. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом.