Местные органы управления и самоуправления в зарубежных странах
1. Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органы. Так, во Франции в регионе органом управления является префект Республики, назначаемый правительственным декретом и представляющий Правительство и его членов в отношениях с населением. В его компетенцию входят вопросы финансов, безопасности, образования, культуры, туризма, социальной помощи. Таков же статус (различие в компетенции) префекта в департаменте – территориальной единице следующего сверху уровня. Следующий нижестоящий орган управления – супрефект , действующий в качестве администратора на территории округа – промежуточной административно-территориальной единицы между департаментом и коммуной. В некоторых странах исполнительная вертикаль своеобразно продолжается на более низкий уровень: избранным мэрам во Франции, в Италии, бургомистрам и ландратам в некоторых землях Германии поручается выполнение определенных государственных функций на местах. Они получают как бы двойной статус – органа местного самоуправления и низового звена исполнительной государственной власти. 2.Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального коллектива (сообщества) и его выборных органов по управлению его делами. Это, следовательно, не вообще их управленческая деятельность. Возможно возложение на органы местного самоуправления задач государственного управления. Осуществляя эти задачи, соответствующие органы действуют уже не в качестве местного самоуправления, они могут быть обязаны выполнять указания вышестоящих государственных органов. Когда же они осуществляют функции местного самоуправления, государственные органы не вправе давать им обязательные указания по реализации этих функций. В некоторых федеративных государствах мы можем встретить случаи, когда субъекты федераций осуществляют наряду со своими собственными также функции местного самоуправления. Это относится к городам-землям в Германии и Австрии (Берлин, Гамбург, Бремен, Вена).
Модели местного самоуправления: 1) англо-саксонская (Великобритания, США, Канада, Австралия) Нет представителя из центра; есть только избираемые гражданами органы, которые работают автономно, независимо, самостоятельно.
2) романо-германская (континентальная): Франция, Польша, Италия, Германия.
Наряду с органами, избираемыми народом, есть должностные лица, назначаемые из центра. Т.е. одновременно действуют: органы местного самоуправления (избранные гражданами) и органы местного управления (должностные лица из центра). Должностное лицо назначается Правительством, поскольку оно осуществляет контроль за местными органами самоуправления.
3) иберийская модель ( страны Латинской Америки). Перекликается с романо-германской. Особенность: председатель местного Совета (органа местного самоуправления, избираемого гражданами) после своего избрания объявляется должностным лицом – представителем Правительства.
Структура: Местные органы избираются согласно административно-территориальному делению. Например: 3-звенное деление во Франции (воеводства, уезды, общины), в Великобритании (графства, округа, приходы)
2-звенное деление в Болгарии и Белоруссии. Обычно местные органы однопалатные. Избираются по избирательной системе, установленной во всей стране. Избираются на первой сессии. Формы деятельности: сессии, работа постоянных комиссий, работа депутатов. Порядок избрания местных органов
Активное избирательное право – с 18 лет. Пассивное избирательное право – с 18, 21, 25 лет. Кандидатов в местные органы выдвигают: 1) избиратели 2) партии
3) общественные организации 4) предусмотрено самовыдвижение 5) трудовые коллективы (в социалистических странах).
округа по выборам
одномандатные
(при мажоритарной избирательной системе)
многомандатные
(при пропорциональной избирательной системе)
Число депутатов Число депутатов зависит от численного состава территории: в низовом звене – 10, 15, 20 человек; если регион типа области – 50–60 человек.
Депутаты местных органов работают на общественной основе, нет ни института отзыва, ни института наказа. Один раз в год депутатам выплачивается определённая сумма за депутатскую деятельность. Одно лицо может быть депутатом сразу нескольких уровней: двойной мандат (например, депутат города одновременно является депутатом области) возможен в Дании, Норвегии, Швеции, Китае. Название местных органов сходно с названием территории (например: регион – региональный совет и т.п.). Срок полномочий депутатов местных органов составляет 2 – 6 лет (в США – 2, 3, 4 года; в Германии и Великобритании – 4 года, во Франции – 6 лет). Периодически происходит обновление состава (в Германии, во Франции – каждые 3 года наполовину,
в Великобритании – ежегодно на 1/3).
Депутаты собираются: во Франции – 2 раза в год чем ниже уровень, тем чаще собираются , возможен вариант 1 раз в квартал. Заседание сессии длится от 2-х дней до недели. Внеочередные сессии местного Совета могут инициировать: 1) группа депутатов 2) исполнительный орган (мэр…), 3) Представитель из центра 4) Правительства.
Основные акты местных органов – решения, заключения – могут быть обжалованы. Акты местных органов должны быть одобрены представителем из центра, иначе – они могут быть обжалованы в судебном порядке.
Полномочия: 1) финансово-экономические. принятие местного бюджета. планирование. местные налоги (налоги на землю, хозяйственные сооружения, недвижимость, налог с продаж, различные сборы). регулируют муниципальное хозяйство (руководство предприятиями, учреждениями …). коммунальное обслуживание населения .благоустройство. охрана окружающей среды. Транспорт. дорожное движение .. санитарное состояние Материальная база для исполнения местными органами этих полномочий: сборы, налоги, дотации из государственного бюджета (в разных странах 15 – 60%),
гос. субсидии.
общие – перечисляются регулярно
целевые – по случаю, для выполнения какого-либо проекта
2) Полномочия в социальной сфере. Строительство жилья, школ, детских садов, больниц, библиотек, спортивных сооружений. Здравоохранение. Образование
· помощь малоимущим
3) охрана общественного порядка. имеют право устанавливать правила поведения в общественных местах. контролируют проведение митингов, манифестаций, шествий и т.п. имеют право создавать местную полицию
4) управление муниципальной собственностью. строительство новых предприятий. открытие и содержание магазинов. контроль за их деятельностью. контроль за предприятиями центрального подчинения (эти предприятия должны оказывать помощь и поддержку местным органам).
Полномочия. Обязательные. (имеют общегосударственное значение) 80 – 90%
факультативные – это полномочия, осуществляемые по усмотрению самого местного органа Например: строительство новых библиотек, оформление парков, посадка деревьев, скверов.