Глава 14. основы трудового права.
14.1. Понятие, принципы и источники Ттрудового Пправа.
Трудовое право - это отрасль Рроссийского Пправа, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики между участниками Ттрудовых Пправоотношений в рамках общественной кКооперации Ттруда.
Трудовое Пправо регулирует такие общественные отношения, которые возникают в связи с применением профессиональных знаний, способностей, умений и навыков физических лиц в процессе функционирования хозяйствующих Ссубъектов, действующих в соответствии с Ззаконодательством и на основании своих учредительных Ддокументов.
В соответствии со статьей 1 Трудового Ккодекса Российской Федерации основными целями Ттрудового Ззаконодательства являются установление государственных гарантий Ттрудовых Пправ и Ссвобод граждан, создание благоприятных условий Ттруда, защита Пправ и интересов работников и работодателей.
Основными задачами Ттрудового Ззаконодательства являются создание необходимых Пправовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон Ттрудовых отношений, интересов государства, а также Пправовое регулирование Ттрудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Природу Пправового регулирования Ообщественно-Ттрудовых отношений выражают принципы Ттрудового Пправа.
Принципы Ттрудового Пправа - это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития Пправовых норм в пределах всей Ссистемы Пправа, либо еёе отдельных отраслей или Иинститутов.
В статье 2 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ закреплены основные принципы Пправового регулирования Ттрудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:
•- Ссвобода Ттруда, включая Пправо на Ттруд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, Пправо распоряжаться своими способностями к Ттруду, выбирать Ппрофессию и род деятельности;
•- Ззапрещение Ппринудительного Ттруда и дискриминации в сфере Ттруда;
•- Ззащита от безработицы и содействие в Ттрудоустройстве;
•- Ообеспечение Пправа каждого работника на справедливые условия Ттруда, в том числе на условия Ттруда, отвечающие требованиям Ббезопасности и гигиены, Пправа на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
•- Рравенство Пправ и возможностей работников;
•- Ообеспечение Пправа каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного Ффедеральным Ззаконом Мминимального Рразмера Ооплаты Ттруда;
•- Ообеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с Уучёетом Ппроизводительности Ттруда, Кквалификации и Сстажа работы по Сспециальности, а также на Ппрофессиональную Пподготовку, Ппереподготовку и Пповышение К квалификации;
• - Ообеспечение Пправа Рработников и Рработодателей на сплочобъединение для защиты своих Пправ и интересов, включая Пправо работников создавать Ппрофессиональные Ссоюзы и вступать в них;
•- Ообеспечение Пправа Рработников на участие в управлении организацией в предусмотренных Ззаконом формах;
•- Ссочетание Ггосударственного и Ддоговорного регулирования Ттрудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
•- Ссоциальное партнерство, включающее Пправо на участие Рработников, Рработодателей, их объединений сплочений в Ддоговорном регулировании Ттрудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
•- Ообязательность возмещения вреда, причинёенного работнику в связи с исполнением им Ттрудовых обязанностей;
•- Уустановление Ггосударственных гарантий по обеспечению Пправ Рработников и Рработодателей, осуществление Ггосударственного Ннадзора и Кконтроля за их выполнсоблюдением;
•- Ообеспечение Пправа каждого на защиту государством его Ттрудовых Пправ и Ссвобод, в том числе в Ссудебном порядке;
•- Ообеспечение Пправа на разрешение Ииндивидуальных и кКоллективных Ттрудовых споров, а также Пправа на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными Ффедеральными Ззаконами;
•- Ообязанность сторон Ттрудового Ддоговора выполнясоблюдать условия заключёенного Ддоговора, включая Пправо Рработодателя требовать от Рработников исполнения ими Ттрудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Рработодателя и Пправо Рработников требовать от Рработодателя выполнсоблюдения его обязанностей по отношению к Рработникам, Ттрудового Ззаконодательства и иных Аактов, содержащих нормы Ттрудового Пправа;
•- Ообеспечение Пправа представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением выполнением Ттрудового Ззаконодательства и иных Аактов, содержащих нормы Ттрудового Пправа;
•- Ообеспечение Пправа работников на защиту своего достоинства в период Ттрудовой деятельности;
•- Ообеспечение Пправа на Ообязательное Ссоциальное Сстрахование работников.
Являясь основными руководящими положениями Ннормативного характера, принципы помогают Ззаконодателю формулировать все иные отрасли Пправа и глубже уяснять смысл норм в процессе Пправоприменения, особенно в тех случаях, когда в них прилагаимеются различного рода противоречия и проблемы.
В систему общественных отношений, составляющих предмет Ттрудового Пправа, помимо собственно Ттрудовых, входят отношения, тесно связанные с ними, которые предшествуют, сопутствуют либо вытекают из них.
К таким отношениям относятся организационно-управленческие отношения, позволяющие Ггражданам участвовать в создании и управлении хозяйствующими Ссубъектами.
Если предмет Ттрудового Пправа отвечает на вопрос: что, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль Пправа, то метод Ттрудового Пправа отвечает на вопрос: как, каким образом осуществляется это регулирование?
Метод Ттрудового Пправа, как комплекс способов Пправового регулирования Ттруда проявляется через Ннормы Пправа и прилагаимеет своими особенностямии.
Схематично данный вопрос может быть проиллюстрирован схемой:
┌──────────────────────────────┐
┌────────┤МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ├─────────┐
│ │ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ │ │
V └──────────────────────────────┘ V
┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
┌┤Нормативно-правовой метод├─────><─────┤ Договорный метод ├┐
│└─────────────────────────┘ └─────────────────────────┘│
│ о ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ о │
│ │ │ Акты (Оорганов) │ │ │ │ │
│ │ │ Ведомств │ │ Метод коллективно- │ │ │
│ о─>│ Ппубличной Ввласти │ │договорного регулирования│<─о │
│ │ └─────────────────────────┘ └─────────────────────────┘ │ │
│ о ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ о │
│ │ Локальные нормативные │ │ Метод индивидуально- │ │
└───>│ Аакты организации │ │договорного регулирования│<───┘
└─────────────────────────┘ └─────────────────────────┘
Система Ттрудового Пправа являетсяесть совокупностью Ююридических норм, образующих единое предметное целое, включающее в себя отдельные относительно самостоятельные структурные образования (Иинституты), а также иные устойчивые общности норм, прилагаимеющие структурнойую определёенностью (подынституты).
Нормы Общей части Ттрудового Пправа регламентируют наиболее общие вопросы организации и применения Ттруда работников. Они устанавливают предмет Ттрудового Пправа, Ссубъективный состав участников регулированнуемых общественных отношений (в том числе коллективных представителей интересов работников и работодателей), их статус (Пправовое положение), формируют метод Пправового регулирования, устанавливают параметры действия норм Ттрудового Пправа во времени, в пространстве и по кругу лиц. Нормы Общей части устанавливают компетенции сторон социального партнерства, определяют границы их полномочий, Пправ, обязанностей и ответственности, закрепляют процедурные вопросы согласования, подписания и изменения коллективно-договорных Аактов в сфере социального партнерства.
Нормы Особенной части Ттрудового Пправа конкретизируют положения Общей части. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементов, группируя их в институты и подынституты. В Особенной части нашли своёе закрепление нормы, регулирующие положения отдельных участников Ттрудовых Пправоотношений с учёетом их возраста, наличия у них обязанностей по воспитанию детей, региональной и отраслевой принадлежности.
┌───────────────────────┐
│СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА│
└──┬─────────────────┬──┘
\│/ \│/
┌───────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐
┌┤ ОБЩАЯ ЧАСТЬ │ │ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ├┐
│└───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘│
│ ИНСТИТУТЫ │
│ ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ │
├─>│ Предмет, метод, система,│ │ Трудовой договор │<─┤
│ │источники трудового права│ └─────────────────────────┘ │
│ └─────────────────────────┘ ┌─────────────────────────┐ │
│ ┌─────────────────────────┐ │ Рабочее время и время │<─┤
├─>│ Принципы трудового права│ │ отдыха │ │
│ └─────────────────────────┘ └─────────────────────────┘ │
│ ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ │
├─>│Субъекты трудового права.│ │ Заработная плата │<─┤
│ │ Трудовые правоотношения │ └─────────────────────────┘ │
│ └─────────────────────────┘ ┌─────────────────────────┐ │
│ ┌─────────────────────────┐ │ Материальная │<─┤
├─>│ Правовое положение │ │ ответственность │ │
│ │ профсоюзов в сфере труда│ └─────────────────────────┘ │
│ └─────────────────────────┘ ┌─────────────────────────┐ │
│ ┌─────────────────────────┐ │ Дисциплина труда │<─┤
│ │ Социальное партнерство. │ └─────────────────────────┘ │
└─>│ Коллективные договоры │ ┌─────────────────────────┐ │
│ и соглашения │ │ Охрана труда │<─┤
└─────────────────────────┘ └─────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────┐ │
│ Трудовые споры │<─┤
└─────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────┐ │
│ Надзор и контроль │ │
│ за выполнсоблюдением │<─┘
│ Ззаконодательства о труде│
└─────────────────────────┘
Источники Ттрудового Пправа - это Ннормативные Пправовые Аакты: Ззаконы, Ууказы, постановления и другие Аакты, регулирующие Ттрудовые и Ппроизводные от них иные отношения в сфере применения Ттруда. К источникам Ттрудового Пправа также относятся и Аакты локального нормотворчества. Нормативные Аакты о Ттруде разрабатываются и принимаются Ггосударственными (Оорганами) Ведомствами различных уровня и компетенции.
Основным источником Ттрудового Пправа является Конституция Российской Федерации, так как:
•- еёе нормы обладают распоряжают Вверховенством над любыми другими источниками Оотечественного Ззаконодательства и прилагаимеют силойу прямого действия;
•- в ней содержатся основополагающие принципы Ттрудового Пправа, на основании которых происходит создание, изменение и развитие всего комплекса норм Ттрудового Ззаконодательства.
Отраслевое Ттрудовое Ззаконодательство формируется из Ффедеральных Ззаконов, среди которых Аактом большей Ююридической силы прилагаобладает Трудовой Ккодекс Российской Федерации, иные Ффедеральные Ззаконы, призванные регулировать отдельные вопросы Ттрудовых Пправоотношений и непосредственно связанных с ними Пправоотношений.
Указы Президента Российской Федерации в области регулирования Ттрудовых отношений различают на Пперсонифицированные и Ннормативные. Персонифицированные Ууказы касаются решения кадровых вопросов в отношении должностных лиц, назначеннаемых Президентом Российской Федерации. Указы Президента Ннормативного содержания касаются значительного круга людей и принимаются во исполнение Конституции Российской Федерации и Ффедеральных Ззаконов.
Нормативные Аакты Правительства и отраслевых Мминистерств призваны развивать и конкретизировать действующие Ззаконы. Они не должны ухудшать положение Гграждан по сравнению с теми Пправовыми стандартами, которые уже приняты в Ггосударстве и прилагаобладают большей Ююридической силой.
В связи с тем, что Ттрудовое Ззаконодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и еёе Ссубъектов (ст. 72 Конституции Российской ФедерацииРФ), (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации прилагаимеют Пправом принимать Ззаконы и иные Ннормативные Аакты, содержащие Ннормы Ттрудового Пправа. Общим является требование о необходимости выполнсоблюдения Ффедерального Ззаконодательства при создании Ннормативно-Пправовых Аактов Ссубъектов. Законотворческий процесс Ссубъектов Российской Федерации позволяет уточнять и конкретизировать отношение Ввласти к вопросам трудоустройства и занятости в регионах, в зависимости от демографического состояния в регионе вводить дополнительные льготы или санкции для участников Ттрудовых отношений с целью стимулирования рынка рабочей силы и увеличения занятости населения, устанавливать льготы и компенсации для слабозащищенных слоев Ттрудоспособного населения и т.п.
В Аактах (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления, также могут содержаться нормы, призванные регулировать Ттрудовые Пправоотношения на территории Ммуниципального Ообразования. Так, Аактами Мместного Ссамоуправления регулируются вопросы регистрации Ттрудовых Ддоговоров предпринимателями без образования Ююридического Ллица с наёемными работниками, устанавливается процедура привлечения руководителей промышленных предприятий к ответственности за нарушение производственной санитарии, охраны труда и экологической безопасности населения.
В соответствии со статьей 5 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ локальные Ннормативные Аакты работодателя также отнесены к источникам Ттрудового Пправа. Статья 8 Трудового Ккодекса закрепляет процедуру принятия локальных Ннормативных Аактов.
Работодатель принимает локальные Ннормативные Аакты, содержащие нормы Ттрудового Пправа, в пределах своей компетенции в соответствии с Ззаконами и иными Ннормативными Пправовыми Аактами, коллективным Ддоговором, соглашениями.
В случаях, предусмотренных Трудовым Ккодексом Российской ФедерацииРФ, Ззаконами и иными Ннормативными Пправовыми Аактами, коллективным Ддоговором, работодатель при принятии Ллокальных Ннормативных Аактов, содержащих нормы Ттрудового Пправа, учитывает мнение представительного (Ооргана) Ведомства Рработников.
Локальные Ннормативные Аакты, ухудшающие положение работников по сравнению с Ттрудовым Ззаконодательством, коллективным Ддоговором, Ссоглашениями, либо принятые без выполнсоблюдения предусмотренного Трудовым Ккодексом Российской ФедерацииРФ порядка учёета мнения представительного (Ооргана) Ведомства Рработников, являются недействительными. В таких случаях применяются Ззаконы или иные Ннормативные Пправовые Аакты, содержащие Ннормы Ттрудового Пправа.
К Ллокальным Ннормативным Аактам отнесены правила внутреннего Ттрудового распорядка (ст. 189 Трудового кКодекса Российской ФедерацииРФ), Пприказы (распоряжения) о приёеме на работу, о переводах, об отпусках, об увольнениях и многие другие.
Особое место в системе источников Ттрудового Пправа занимают Ммеждународно-Пправовые Аакты о Ттруде. Среди них нормы Международной организации Ттруда прилагаобладают особым статусом и прилагаимеют важнейшее значение для формирования Оотечественного Ззаконодательства.
Особое место в системе источников Ттрудового Пправа занимают Пправовые Аакты Кколлективно-Ддоговорного регулирования. Коллективным Ддоговорам и Ссоглашениям в условиях рыночных отношений отводится особая роль, так как именно только эти Пправовые Аакты должны позволить Рработодателям и Ппредставителям работников закрепить на Ддоговорном уровне наиболее благоприятные условия для Аактивной Ттрудовой деятельности наёемного персонала, с одной стороны, и защитить бизнес от несанкционированных, стихийный действий работников, с другой стороны.
14.2. Трудовой Ддоговор.
Трудовой Ддоговор - это Ссоглашение между Рработодателем и Рработником, в соответствии с которымм
Рработодатель обязуется:
•- предоставить Рработнику Рработу по обусловленной обговорённой Ттрудовой функции;
•- обеспечить условия Ттруда, предусмотренные Трудовым Ккодексом Российской ФедерацииРФ, Ззаконами и иными Ннормативными Пправовыми Аактами, Кколлективным Ддоговором, Ссоглашениями, Ллокальными Ннормативными Аактами, содержащими Ннормы Ттрудового Пправа;
•- своевременно и в пполном размере выплачивать работнику Ззаработную Пплату;
Рработник обязуется:
•- лично выполнять определёенную этим Ссоглашением Ттрудовую функцию;
•- выполнясоблюдать действующие в организации правила внутреннего Ттрудового распорядка.
Понятие Ттрудового Ддоговора раскрывается в трёех смыслах:
•- как институт Ттрудового Пправа;
•- как договорёенность о заключении Ттрудового Ддоговора (Ттрудовой Ддоговор, как действие);
•- как Ддокумент, фиксирующий условия этой договорёенности (трудовой Ддоговор, как Пправовой Аакт двустороннего волеизъявления).
Трудовой Ддоговор - основной институт Ттрудового Пправа, содержащий комплекс Пправовых норм, предназначенный для эффективного регулирования индивидуальных Ттрудовых отношений.
Статья 16 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ определила следующие основания возникновения Ттрудовых отношений:
•- избрания (выборов) на должность;
•- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
•- назначения на должность или утверждения в должности;
•- направления на Рработу уполномоченными Ззаконом (Оорганами) Ведомствами в счёет установленной квоты;
•- Ссудебного решения о заключении Ттрудового Ддоговора;
•- фактического допущения к работе с ведома или по поручению Рработодателя или его представителя независимо от того, был ли Ттрудовой Ддоговор надлежащим образом оформлен.
Под содержанием Ттрудового Ддоговора понимается совокупность его условий. В зависимости от порядка их установления различают два вида условий Ттрудового Ддоговора:
•- устанавленныиваемые из Ссоглашенияем сторон (оговариваются при обсуждении условий Ддоговора и могут изменяться);
•- установленные Ззаконодательством и Ллокальными Аактами (доводятся до сведения вступающего в Ттрудовые отношения, и, как правило, не могут быть изменены, и уж тем более ухудшены).
Необходимым условием Ттрудового Ддоговора является его персонификация, вводято есть непременное указание на Ффамилию, Иимя, Оотчество работника и наименование Рработодателя (Ффамилия, Иимя, Оотчество Рработодателя - физического лица), заключивших Ттрудовой Ддоговор. Это условие подчёеркивает индивидуальный характер Ттрудового Ддоговора.
В зависимости от значимости для сторон Пправоотношений условия могут быть существенными (ст. 57 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ), из которых можно выделить обязательные:
•- Мместо работы (с указанием конкретного структурного подразделения организации);
•- Ттрудовая функция (работа по определёенной профессии, специальности, квалификации или должности);
•- дата начала работы (день, месяц, год);
•- оплата труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
дополнительные (факультативные), предусмотренные частью 3 статьи 57 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ.
Испытательный срок может быть установлен только при заключении Ттрудового Ддоговора с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. На испытуемого Рработника полностью распространяется Ззаконодательство о Ттруде, следовательно, ему не может быть установлен более длительный рабочий день, зЗаработная плата не может быть выплачена менее чем установленный в штатном расписании оклад, при наличии достаточных оснований нарушитель Ттрудовой Ддисциплины может быть уволен по виновным обстоятельствам, а не в связи с неудовлетворительными результатами испытаний.
Запись в Ттрудовую книжку об установлении испытательного срока не заносится.
Трудовые Ддоговоры могут заключаться:
•- на неопределёенный срок;
•- на определёенный срок не более пяти лет (срочный Ттрудовой Ддоговор), если иной срок не установлен Трудовым Ккодексом Российской ФедерацииРФ и иными Ффедеральными Ззаконами.
Статья 65 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ содержит перечень Ддокументов, необходимых для заключения Ттрудового Ддоговора, а именно:
•- Ппаспорт или иной Ддокумент, удостоверяющий личность;
•- Ттрудовая книжка, за исключением случаев, когда Ттрудовой Ддоговор заключается впервые или Рработник поступает на Рработу на условиях совместительства;
•- Сстраховое Ссвидетельство Ггосударственного Ппенсионного Сстрахования;
•- Ддокументы Ввоинского Уучёета - для Ввоеннообязанных и Ллиц, подлежащих призыву на Ввоенную Сслужбу;
•- Ддокумент об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях с учёетом специфики работы Трудовым Ккодексом, иными Ннормативно-Пправовыми Аактами может предусматриваться необходимость предъявления при заключении Ттрудового Ддоговора дополнительных Ддокументов (Ддокумента об Ообразовании, Кквалификационного Ааттестата Ааудитора, Ддиплома, Кквалификационного и Сспециального Ссвидетельства Сспециалиста для членов экипажей Мморских судов и т.п.).
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, Ддокументы помимо предусмотренных Трудовым Ккодексом, иными Ннормативно-Пправовыми Аактами Российской Федерации.
При заключении Ттрудового Ддоговора впервые Ттрудовая Ккнижка и Сстраховое С свидетельство Ггосударственного пПенсионного Сстрахования оформляются работодателем.
После подписания Ддоговора сторонами работодатель обязан в трёехдневный срок издать Пприказ о приёеме гражданина на работу, в котором фиксируются четыре обязательных условия Ттрудового Ддоговора (место работы, Ттрудовая функция, дата начала работы, размер оплаты Ттруда).
Трудовой Ддоговор вступает в силу со дня его подписания Рработником и Рработодателем, если иное не установлено Ффедеральными Ззаконами, иными Ннормативными Пправовыми Аактами или Ттрудовым Ддоговором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 61 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ).
Работник обязан приступить к исполнению Ттрудовых обязанностей со дня, определёенного Ттрудовым Ддоговором. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то Ттрудовой Ддоговор аннулируется.
После издания Пприказа кадровая служба обязана произвести записи в Ттрудовую Ккнижку работника и в учёетные документы по Ттруду. В соответствии со статьей 66 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ Ттрудовая Ккнижка установленного образца является основным Ддокументом о Ттрудовой Ддеятельности и Ттрудовом Сстаже работника.
Работодатель (за исключением Рработодателей - физических лиц) обязан вести Ттрудовые Ккнижки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для Рработника основной.
В Ттрудовую Ккнижку вносятся сведения о Рработнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную Рработу и об увольнении Рработника, а также основания прекращения Ттрудового Ддоговора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в Ттрудовую Ккнижку не вносятся, за исключением случаев, когда Ддисциплинарным взысканием является Уувольнение.
Коллективный договор - Пправовой Аакт, регулирующий Ссоциально-Ттрудовые отношения в организации и заключённаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ).
Содержание и Сструктура Кколлективного Ддоговора определяются сторонами (ст. 41 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ). В Кколлективный Ддоговор могут включаться, взаимные равнные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
•- формы, системы и размеры оплаты Ттруда;
•- Ввыплата пособий, компенсаций;
•- механизм регулирования оплаты Ттруда с учёетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определёенных Кколлективным Ддоговором;
•- занятость, переобучение (повышение квалификации), условия высвобождения работников;
•- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
•- улучшение условий и охраны Ттруда работников, в том числе женщин и молодёежи;
•- учтсоблюдение интересов работников при приватизации организации, Введомственного жилья;
•- экологическая безопасность и охрана здаоровья работников на производстве;
•- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучениемзанятием Образования;
•- оздаоровление и отдых работников и членов их Ссемей;
•- контроль за выполнением коллективного Ддоговора, порядок внесения в него изменений и дополнений, Оответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
•- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий Кколлективного Ддоговора;
•- другие вопросы, определёенные сторонами.
В Кколлективном Ддоговоре с учёетом Ффинансово-Ээкономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия Ттруда более благоприятные по сравнению с установленными Ззаконами, иными Ннормативными Пправовыми Аактами, Ссоглашениями.
Коллективный Ддоговор заключается на срок не более трёех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня, установленного Кколлективным Ддоговором. Стороны прилагаимеют Пправом продлить действие Кколлективного Ддоговора на срок не более трёех лет.
Действие Кколлективного Ддоговора распространяется на всех работников данной организации, еёе филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.
Коллективный Ддоговор сохраняет своёе действие в случае изменения наименования организации, расторжения Ттрудового Ддоговора с руководителем организации.
При реорганизации (слиянии, присоединениисплочении, разделении, выделении, преобразовании) организации Кколлективный Ддоговор сохраняет своёе действие в течение всего срока реорганизации. При смене формы собственности организации Кколлективный Ддоговор сохраняет своёе действие в течение трёех месяцев со дня перехода Пправ собственности.
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон прилагаимеет Пправом направить другой стороне предложения о заключении нового Кколлективного Ддоговора или продлении действия прежнего на срок до трёех лет. При ликвидации организации Кколлективный Ддоговор сохраняет своёе действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Соглашение - Пправовой Аакт, устанавливающий общие принципы регулирования Ссоциально-Ттрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключённаемый между полномочными представителями работников и работодателей на Ффедеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Соглашения по договорёенности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трёехсторонними.
В соглашение могут включаться взаимные равные обязательства сторон по следующим вопросам:
•- Ооплата Ттруда;
•- Уусловия и Оохрана Ттруда;
•- Ррежимы Ттруда и Оотдыха;
•- Рразвитие Ссоциального Ппартнерства;
•- Ииные вопросы, определёенные сторонами.
Содержание и структура соглашения определяются по договорёенности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в Ссоглашение. Проект Ссоглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, либо со дня, установленного Ссоглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёех лет. Стороны прилагаимеют Пправом продлить действие Ссоглашения на срок не более трёех лет.
Действие Ссоглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их Иимени, на (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти и (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на Рработников и Рработодателей, присоединившихся примкнувшихся к Ссоглашению после его заключения.
Соглашение распространяется на всех Рработодателей, являющихся членами сплочобъединения Рработодателей, заключившего Ссоглашение. Прекращение членства в сплочобъединении Рработодателей не освобождает Рработодателя от выполнения Ссоглашения, заключёенного в период его членства. Работодатель, вступивший в сплочобъединение Рработодателей в период действия Ссоглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим Ссоглашением.
Изменения и дополнения в Кколлективные Ддоговоры и Ссоглашения производятся в порядке, установленном Трудовым Ккодексом Российской ФедерацииРФ для их Ззаключения.
Коллективный Ддоговор, Ссоглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем Рработодателя (Рработодателей) на уведомительную Ррегистрацию в соответствующееий (Оорган) Ведомство по Ттруду. Вступление Кколлективного Ддоговора, Ссоглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации Кколлективного Ддоговора, Ссоглашения соответствующееий (Оорган) Ведомство по Ттруду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым Ккодексом Российской ФедерацииРФ, Ззаконами, иными Ннормативными Пправовыми Аактами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим Кколлективный Ддоговор, Ссоглашение, а также в соответствующую Ггосударственную Иинспекцию Ттруда. Условия Кколлективного Ддоговора, Ссоглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Контроль за выполнением Кколлективных Ддоговоров и соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими (Оорганами) Ведомствами по Ттруду. Статья 51 Трудового Ккодекса Российской ФедерацииРФ предусматривает, что при проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.
Заключение Кколлективных Ддоговоров и Ссоглашений - важный элемент социального партнерства. Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их сплочобъединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные Ууставами Ообщероссийских профсоюзов, или иные представители, избраннираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Ккодексом Российской ФедерацииРФ.
Согласно Конституции, граждане России прилагаимеют Пправом на сплочобъе<