Глава 3. понятие и социальное назначение права.

3.1. Понятие и признаки Пправа.

Право - явление Ццивилизации и Ккультуры. Право соответствует определёенной системе ценностей той или иной Ццивилизации, той или иной Ккультуры. В различных Ццивилизациях встречаются различные подходы в понимании Пправа. Например, можно рассматриватьрассматривать Пправо в рамках Ккитайской, Ииндийской или же Еевропейской Ццивилизации.

Право - это сложное явление Ообщественной жизни. От понимания Пправа, во многом зависит общая ориентация Ююридической науки и Ппрактики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями Пправа на поверхности Ообщественной жизни попытаться найти его действительную сущность, Ссоциальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, поняв смысл Пправа, как Ссоциальной ценности, надо распознатьраспознать, что такое Песть право, и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное Пправу.

В обыденной жизни нередко Пправо сводят к Ззаконам Ггосударства. При подходе к Пправу, только как к системе норм, регулирующих Ообщественные отношения, размываются собственно Пправовые границы. Тогда легко смешать Пправо с другими Ннормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение Пправа к нормам Ззаконодательства, в пониманиито есть отождествление Пправа и Ззакона, обедняет содержание Пправа, не вскрывает его глубинной Ссоциальной природы и приводит к его искажёенному восприятиювосприятию. Законодательство действительно представляет собой важнейшую форму выражения Пправа, особенно в современном Ммире. В связи с этим о достоинствах Ззакона ещёе будет сказано особо. Однако не столь редко под видом Ззакона скрывается произвол, Ззакон таит в себе бесправиебесправие, при помощи Ззакона Ггосударство санкционирует то, что противоречит Пправу. На практике трактовка Пправа, как норм, установленных Ггосударством, в понимании,то есть якобы им порождёенных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых Аактов Ггосударственной Ввласти, Ззаконов, санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует, вне зависимости от того, идёет ли речь о какой-либо элите, бюрократии, партии или диктаторе. Сводя Пправо к Ззакону, мы, по существу, можем оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто, применяя Ззакон, сам творит произвол и несправедливость. СуществуетЕсть в сведении Пправа к Ззакону и другой порок. Все знают, что Ззаконы устанавливаются Ггосударством, но если Пправо и Ззакон тождественны, тогда выходит, что и Пправо порождается Ггосударством, представляет его возведёенную в Ззакон волю.

На самом же деле Пправо - это не возведёенная в Ззакон воля, если даже это воля господствующего класса или всего Ннарода. Законодательство (Ююридическое Пправо) – это,есть лишь внешняя необходимая форма Пправовой Ссистемы Сстраны, порождёенная Ообществом на данном этапе его развития. Отождествляя Пправо с Ззаконом, мы смешиваем содержание с внешней формой Пправа, лишаем себя возможности познать Пправо, как реальный феномен общественной жизни, искажаем действительную Ссоциальную природу Пправа.

Итак, перед нами стоит задача: за многообразием Пправовых, и будто Пправовых явлений, лежащих на поверхности Ообщественной жизни, вскрыть то, что представляет собой действительное Пправо, определить те его качества и свойства, которые отличают, отличали и будут отличать Пправо от иных образований человеческого общества, планетарной Ццивилизации. ПолагаИмея в виду самые различные формы существования, бытия Пправа, как определёенной тотальности, нетрудно убедиться в том, что самой непосредственной данностью обладает полагает натуральестественное для социальной природы Ччеловека Пправо - его основные Пправа и Ссвободы от рождения. Человек рождается Ссвободным, и равным другому Ччеловеку. В этом смысле Пправо - этоесть одно из важнейших качеств, и свойств Ссвободной личности. Человек, как личность не только включёен в определёенные связи с другими людьми, но и непременно выделяет себя, своёе “"я”" из Ообщества, в котором существует (из Ррода, Пплемени, Ннарода и т.п.). Без Ообщества нет Ччеловека, но пока он (да и каждый индивид) не самоопределится, перед нами первобытное стадо, а не социум. Становление Ццивилизации предполагает формирование Ссвободной личности, что означает, помимо всего остального, осознание индивидом своей Ссоциальной ценности, способности мыслить и действовать самостоятельно, раскрываяраскрывая при этом своеобразие своего индивидуального таланта, природой данных творческих наклонностей. Смысл существования личности - реализация собственного “"я”" (независимо от того, получаем ли мы этот индивидуальный дар от Бога, от генов, от условий жизни поколений и т.п.). Общество развивается именно только потому, что развивается Ссвободная Лличность, реализуя свои способности и таланты в коллективе людей. Свобода индивида - предпосылка Ссвободного Ообщества. Сообщество людей, в котором подавлена личность, нет творческой индивидуальности, нет никакой возможности индивиду нанести на условия жизни социума свой отпечаток, - обречёенное, стагнирующее, загнивающее Ообщество, остающееся на обочине Ццивилизации и Ккультуры. Подобное сообщество (Пплемя, Ннарод, Ээтнос) умирает, если не сумеет возродиться. Вся история Ччеловечества существуетесть в этом смысле не что иное, как ступени завоевания людьми Ссоциальной Ссвободы. Важнейший критерий Ццивилизованности - Ччеловек и его Ссвобода, степень развития и реализации таланта Ччеловека, становления Ссвободной личности.

РассматриваяРассматривая, как Ссоциальное свойство Ччеловека, Пправо связывают с необходимой для Ччеловека Ссвободой. Право призвано обеспечитьобеспечить Ссвободу, без которой не может формироваться и развиваться личность, а в Ггосударстве нет Ссвободы, если Ввласть не ограничена Пправом. Высшая ценность Ообщества - Ссвобода Ччеловека, его Ччесть и Ддостоинство. Но Ссвобода индивида не безгранична, и не самостийна. Речь идёет о той возможности и необходимости Ссоциальной Ссвободы, которая предопределена целым рядом факторов духовности, нравственности, культуры, экономики. Право этои есть сфера Ссвободы, Пправо этоесть Ообщественное признание возможности выбора, самостоятельности действия, в то время, как само качество выбора, содержание Ссвободной и созидательной деятельности определяется факторами духовно-нравственного, культурного и материального порядка. Свобода в этом плане не самодостаточна, и лишь примитивно может быть понята как вседозволенность, и как Ссвобода от Оответственности Ччеловека за свой выбор, за свои поступки. Человек ответственен за свой Ссвободный выбор перед собой, перед своей совестью, перед своими Мморальными устоями, может быть (для Ррелигиозного Ччеловека), перед Богом. Он ответственен не только перед своим Ммиром убеждений, воззрений, чувств, но и отвечает перед другими людьми, перед Ообществом. Он должен поступать так, чтобы его поступок был принятыемлем в его сознании, как такой же поступок другого человека по отношению к нему. Вот почему Пправо не есть просто область Ссвободы, Пправо - масштаб Ссвободы, являющаяся то есть Ссвобода в определёенных границах. Безграничная Ссвобода каждого была бы лишь Аанархией, при которой никто не являимел бы возможности пользоваться своей Ссвободой. Но и такое понимание Пправа, как масштаба Ссвободы недостаточно. В Пправе речь идёет о формально равном, и относительно справедливом масштабе Ссвободы Ссуверенного (самостоятельного) Ччеловека, гарантирующем не только творческую инициативу, но и безопасность, не только выбор, но и Оответственность за осуществлёенный Ссвободный выбор поступка. В Ссвободе, Рравенстве, Ссправедливости, Оответственности в равной мере для каждого Ччеловека заключается глубинный смысл Пправа, как Ообщечеловеческой ценности, соответствующей самой природе личности, без которой нет и не может быть Ццивилизованного Ообщества.

Рождёенные Ссвободными и равными друг другу люди (Ссвободными в рамках нравственной дозволёенности, равными в смысле равных и Ссправедливых возможностей), от рождения полагаимеющие неотчуждённаемымие основнымие Пправами, образующие Ннарод, создают и Пполитическую силу, которая предназначается для обеспеченияобеспечения их основных Пправ и Ссвобод. Такой Пполитической силой является Ггосударство, как Ссоюз равных и Ссвободных граждан, проживающих на определёенной территории. Государство в собственном смысле слова - это Пполитическая Оорганизация, которая функционирует для Оохраны сущестественных Пправ Ччеловека, и которая сама действует на основе Пправа, обеспечиваяобеспечивая безопасность создавшего его Ннарода.

Великая идея неотчуждённаемых Пправ и Ссвобод Ччеловека зародилась давно, на заре Ццивилизации, в Древнем мире. Должны были пройти тысячелетия, чтобы с развитием Ццивилизации, и Ккультуры эта идея нашла или начала находить своёе официальное признание в Ззаконодательных Аактах отдельных Сстран, а затем и Ммеждународное Ппризнание, в том числе и в Декларации Организации Объединёенных (Сплочённых Оплот, Союз) Наций. Новым этапом в практически-политической реализации прирождёенных Пправ Ччеловека, можно считать всёе более завоёевывающее Ммировое общественное мнение положение о том, что обеспечениеобеспечение Пправ и Ссвобод граждан не является Ввнутренним Дделом каждого Ггосударства, а является целью всего Ммирового сообщества, что Пправа и Ссвободы Ччеловека - такая наивысшая ценность, перед которой уступает Ссуверенитет Ггосударства, и Ммеждународное Ссообщество может во Иимя этой Ообщечеловеческой ценности, и для еёе Ззащиты предпринимать все меры воздействия на Пправящие круги Ггосударства, попирающие Пправа Ччеловеческой личности. С позиций передового Ммирового Ссообщества Ггосударственная Ввласть в какой-либо Сстране не может творить произвол, грубо нарушать Пправа Ччеловека, прикрываясь своим Ссуверенитетом. Этот Ссуверенитет - не препятствие к восстановлениювосстановлению Пправ и Ссвобод Ччеловека силой ООН, решениями еёе Совета Безопасности. Тут играет роль и высшая ценность Пправ личности, и то, что попирает Пправа Ччеловека всегда антидемократический, тоталитарный, военный режим, который представляет собой в наше время угрозу не только для безопасности своих граждан, но и для всего Ччеловечества: - для всех Сстран, и регионов своими Иимпериалистическими амбициями, своей не контролируемой контролированной Ннародом Ввнешней Пполитикой, угрозой войн с применением средств массового поражения.

РаскрываяРаскрывая Ссоциальную (Ччеловеческую) природу Пправа в сущеестественно-историческом плане, необходимо иметь в видуосознать, что Пправо - это и результат осознания Ччеловеческим разумом принципов и идеалов Ччеловеческого общежития. Понимание Ообщества, как единства Союза разнообразных элементов - предпосылка для понимания сущности Пправа, и его смысла, как Ссоциального феномена. Право возникает только тогда, когда признаются: свободная автономная личность, еёе Пправа и Ссвободы, также Пправа и Ссвободы малых Ннародов и Ннациональных меньшинств, а значит, и разнообразие в Ччеловеческом обществе. Поэтому Пправо существеннаесть равная мера для всех.

Исторический характер Ччеловеческих ценностей предполагает, что с развитием Ообщества они изменяются и в объёеме, и по существу. В этом плане Пправо, как относительно равный, и справедливый масштаб Ссвободы по своей социальной (Ччеловеческой) ценности, обогащается всёе новым содержанием. Задача Ююриста-Ппрактика состоит в том, чтобы полнее использовать потенциал Пправа для обеспеченияобеспечения защиты Пправ и Ссвобод личности, Ообщественной Ббезопасности.

СущеЕстественные, неотчуждённаемые Пправа и Ссвободы Ччеловека должны быть официально признаны в каждой Сстране, и закреплены в еёе Ззаконодательных Аактах. Государство выступает здесь, как одна из форм Пполитической организации (силы) Ообщества, которая призвана охранять эти Пправа и Ссвободы, и которая сама действует в рамках Пправа. “"Права Ччеловека и основные Ссвободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъёемлемы и гарантируются Ззаконом. Их Ззащита и содействие им - первейшая обязанность Пправительства. Их уважение - существенная гарантия против обладающего полагающего чрезмерной Ввластью Ггосударства. Их выполнсоблюдение и полное осуществление - основа Ссвободы, Ссправедливости и Ммира”" <1>. Уровень Ддемократии в той или иной Сстране, как раз и обусловлен тем, насколько Оохрана Пправ и Ссвобод Ччеловека получила своёе признание во внутригосударственной Ззаконодательной и Ссудебной практике.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<1> Общеевропейская встреча в верхах. Париж. 19 - 21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. С. 5.

Итак, сущеестественно-историческая, общесоциальная природа Пправа таится в прирождёенных и неотчуждённаемых Пправах Ччеловека. Исходя из этого, необходимоесть основание полагать, что Пправа и Ссвободы Ччеловека составляют сущность Пправа, как Ссоциальной ценности, главное содержание любого проявления истинного Пправа. Коль скоро Пправо оказывается свойством личности, способной генерироваться и развиваться в условиях Ссоциальной Ссвободы, а еёе Ссвобода на каждом этапе развития Ссоциума небезгранична, то можно дать следующее определение Пправа. Право - это относительно равный и справедливый масштаб (мера) Ссвободы, диктуемый диктованный развитием Ццивилизации. Любая из форм Пправа, которая так или иначе обеспечиваетобеспечивает Ссвободу и сущеестественные Пправа Ччеловека, представляет собой действительное Пправо. Форма, не обеспечивающаяобеспечивающая так или иначе Ссвободу и Пправа Ччеловека, не существенныйесть способ выражения и существования Пправа, и бытия Пправа, как такового, подобная форма ложна и недействительна.

Вместе с тем Пправо - это не только равный, и относительно Ссправедливый масштаб Ссвободы, но и Оответственность за осуществлёенный Ссвободный выбор поступка. Безграничная Ссвобода каждого была бы лишь Аанархией, при которой никто не полагаимел бы возможностьюи пользоваться своей Ссвободой. В Пправе речь идёет о формально равном, и относительно Ссправедливом масштабе Ссвободы Ссуверенного (самостоятельного) Ччеловека. Право также предполагает гарантированную Ббезопасность Пправ и Ссвобод личности, вне и помимо которой нет и не может быть Ццивилизованного Ообщества.

Официально признанное и защищаемое Ггосударством Пправо, в отличие от сущеестественного, общесоциального Пправа, представляет собой позитивное или, иначе, Ююридическое, Ззаконодательное, легальное Пправо. Юристы рассматриваимеют дело прежде всего с Ююридическим Пправом, но они не должны забывать, что в основе Ююридического лежит Ообщесоциальное Пправо, что Ззаконодательство Ггосударства (позитивное Пправо) не должно противоречить сущеестественным Пправам и Ссвободам Ччеловека, что разрыв между ними дестабилизирует Ообщественный порядок, делает людей - граждан Ггосударства бесправнымибесправными подданными Ввласти, отнимает у Ччеловека Ссвободу, превращает его в раба или крепостного, тем самым страдает индивид, который не может реализовать свои возможности, и потому страдает и целый Ннарод, всёе Ообщество, теряя динамизм, Ссвободу, Ттворческий потенциал, Ддуховность и Ннравственность. ПроисходитПроисходит это в условиях антидемократических режимов, узурпации Ввласти у Ннарода, личной диктатуры или диктатуры правящей элиты, творящих произвол и беззаконие. В конечном счёете противоречие между общесоциальным и Ююридическим Пправом, инициирует протест населения, бунт, революцию.

Известный русский философ В.С. Соловьев связывал общее возрождение и успешное развитие России с необходимостью отказа от Пправа силы, от деспотизма и насилия, с обретением веры в силу Пправа. Он писал: “"Одно только мы знаем, наверноенаверное,: если Россия... не откажется от Пправа силы и не поверит в силу Пправа, если она не возжелает искренне и крепко Ддуховной Ссвободы и Иистины, она никогда не может полагаиметь прочноымго успехома ни в каких делах своих, ни Ввнешних, ни Ввнутренних”" <2>.

--------------------------------_______________________________________________________

<2> Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 294 - 295.

3.2. Право и Ммораль.

Соотношение Пправа и Мморали полагаимеет особое значение на современном этапе развития Ццивилизации, так как многие Ннравственные Цценности - Ссвобода, Рравенство, Ссправедливость, Ччесть, Ддостоинство и другие - находят Ююридическое закрепление в Ннормативно-Пправовых Аактах. Достоинство личности, основные Пправа и Ссвободы каждого Ччеловека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных Ддемократических Ггосударств.

Право и Ммораль - важнейшие элементы Ччеловеческой Ккультуры. Моральные нормы, так же, как и Пправовые, являются Ссоциальными регуляторами поведения Ччеловека. “"Особое место в формировании дДуховного Ммира личности, еёе сознания и Ккультуры, активной жизненной позиции, - пишет Е.А. Лукашева, - принадлежит Пправу и Мморали, которые являются важнейшими Ссоциальными регуляторами, включёенными в Ссистему Ообщественных Оотношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности”" <3>.

--------------------------------_____________________________________________________

<3> Лукашева Е.А. Право, Ммораль, Лличность. М., 1986. С. 3.

Мораль - это совокупность взглядов, представлений о Ддобре и Ззле, Ссправедливости, Ччести, Ддолге, Ссмысле Жжизни, Ссчастье и соответствующих им норм, и принципов поведения людей, которые направлены на осуществление Ччеловеческих идеалов, и выполнсоблюдение которых обеспечиваетсяобеспечивается убеждением, Ссовестью Ччеловека, его привычкой, а также Ообщественным мнением.

Мораль содержит в себе всёе Цценное и Ппрогрессивное, что было выработано Ччеловечеством в ходе исторического развития, в борьбе с Ссоциальным ззлом и Ннравственными пороками. Это система Ннравственных Ннорм и Цценностей. Принципы Мморали - это еёе основные начала, исходныеисходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь Ччеловека.

Мораль включает также Ннравственные чувства, переживания, настроения, в существованиито есть она полагаимеет и психологический аспект. “"Две вещи наполняют душу всегда новым и всёе более сильным благоговением, - писал И. Кант, - это звёзездное небо надо мной, и моральный Ззакон во мне”". Кант выводил Пправо из этого Ннравственного вечного разумного Ззакона, который не подвержен никаким изменениям. Он назвал этот Ззакон “"категорическим императивом”" и сформулировал его следующим образом: “"Поступай так, чтобы ты всегда относился к Ччеловечеству и в своёем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только, как к средству”" <4>.

--------------------------------___________________________________________

<4> Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (1). М., 1965. С. 260.

Мораль полагаимеет Ввнутренний и Ввнешний Ааспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя, как личности, прилагаимеющей Ссоциальную ценность. Здесь мы являимеем дело с Ккантовским “"категорическим императивом”", в соответствии с которым в каждой личности заключёен Ввысший и безусловный Ннравственный Ззакон, коему она должна неукоснительно следовать. Второй аспект - отношение Ччеловека к другим, осознание ценности своего Ссоциально значимого поведения. В обобщёенном виде содержание Ввнешнего Ааспекта Мморали можно выразить так: “"Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”".

В Оотечественной Ююридической литературе существует точка зрения, согласно которой мораль не включает психологические аспекты индивида, осмыслениято есть в нормах морали отсутствует какой-либо индивидуальный фактор. Г.Ф. Шершеневич, например, считал, что Ннравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования Ообщества к Ччеловеку. Не Ччеловек определяет, как он должен относиться к другим, а Ообщество устанавливает, как один Ччеловек должен относиться к другому. Не отдельный индивид оценивает своёе поведение: как хорошее или плохое, а Ообщество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения <5>.

--------------------------------__________________________________________________________

<5> Шершеневич Г.Ф. Общая теория Пправа. М., 1911. С. 169 - 170.

Моральные нормы адресуются как к отдельной личности, так и к обществу в целом. Поэтому нет необходимости проводить резкие различия между индивидуальным и Ссоциальным характером Ннравственных требований, поскольку в них органически выражены элементы психологического фактора индивида и социальных требований к нему. Поведение личности в Ссоциуме во многом определяется, с одной стороны, его моральными воззрениями, нравственной зрелостью. Внутреннее убеждение индивида в нравственности своего поступка во многом определяет и его социальную значимость. С другой стороны, индивиду небезразлично отношение общества к его поступкам. Соответственно, он строит своёе поведение сообразно сложившимся традициям и нормам.

Моральные ценности, которые “"сидят”" внутри каждого индивида, как бы определяют его поступки, толкают к тому или иному социально значимому поведению. Между тем, эффективность любого нормативного регулирования во многом определяется тем, в какой степени соответствующие нормы стали частицей внутреннего Ммира Ччеловека. Соответственно, и Пправо полагаимеет силойу тогда, когда его нормы реализуются сознательно, без внешнего воздействия, являясьто есть чтобы быть эффективными, Пправовые нормы должны соответствовать требованиям морали или по крайней мере не противоречить им.

По отношению к Пправу моральные ценности выступают, как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов Пправового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, Пправо тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи Ссвободы, Рравенства, Ссправедливости, по природе присущие Ччеловеку, становятся и Пправовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих Ююридических норм. Об этом свидетельствуют и закреплёенные в Ннормативно-Пправовых Аактах многие положения нравственных требований. Например, в преамбуле Конституции Российской Федерации говорится о “"почитании памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость”". В Основном Законе также закрепляется, что “"человек, его Пправа и Ссвободы являются Ввысшей ценностью. Признание, выполнсоблюдение и Ззащита Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина - обязанность Ггосударства”" (ст. 2); “"достоинство личности охраняется Ггосударством. Ничто не может быть основанием для его умаления”" (ст. 21). Достоинство личности является свойством, присущим всем членам Ссемьи, из которого вытекают все неотъёемленнмые Пправа и на котором основываются Ссвобода, Cсправедливость и всеобщий мир. “"Каждый полагаимеет Пправом на неприкосновенность Ччастной жизни, личную и Cсемейную тайну, Ззащиту своей Ччести и Ддоброго Иимени”" (ст. 23). Нарушение этих требований может повлечь за собой, как применение предусмотренных Ггражданским Ззаконодательством способов Ззащиты Ггражданских Пправ вплоть до компенсации Мморального вреда, так и Ууголовную, Аадминистративную или иную Оответственность.

Влияние Мморали на Пправо отмечается также и в сфере реализации Пправа. Юридическая практика неопровержимо Ссвидетельствует о том, что если Аакты применения Пправа не противоречат нормам Мморали, то они получают одобрение и признание со стороны всех слоёев населения, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности Ннормативно-Пправового регулирования Ообщественных Оотношений в Ццелом.

Право и Ммораль полагаимеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит:, во-первых, в том, что и Пправо, и Ммораль являются разновидностями Ссоциальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему Ннормативного регулирования поведения людей.

Во-вторых, и Пправо и Ммораль, существующаяесть мера Ссвободы. Чтобы реализовать Пправовую Ссвободу, необходимо полагаиметь Мморальнойую Ссвободойу. Моральный беспределбеспредел неизбежно ведёет к Пправовому произволу.

В-третьих, и Пправо и Ммораль роднит категория Ссправедливости. Справедливость представляет собой нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий людей, в соответствии с которым предъявляются определёенные требования к личности и обществу, определяется допустимость тех или иных оценок и осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий. Справедливость выступает средством обеспеченияобеспечения социальной ценности Ююридических норм. Вместе с тем в обществе реализация идеала Ссправедливости невозможна без Пправового регулирования.

В-четвертых, в самом Ззаконодательстве мы встречаем Ююридические термины, полагаимеющие Мморальнымй смыслом. Право должно защищать простые нормы Ннравственности. Простые нормы Ссправедливости становятся Пправовыми лишь тогда, когда они включаются в рамки Пправовой Ссистемы. И функционируют они как Пправовые, потому что обеспечиваютсяобеспечиваются мерами Ггосударственного принуждения. В Пправе получают закрепление многие ценности морали. Вместе с тем Пправо не может и в принципе не должно противоречить требованиям морали. Создать условия для реализации моральных ценностей - это одно из нравственных требований, предъявлённяемых к Ююридическим Ззаконам. Закон - это средство, с помощью которого обеспечиваетсяобеспечивается Ссоциально-Ппсихологическийое единство союз людей, их безопасность и личная свобода. Закрепляя требования морали, Пправо активно содействует воплощению их в реальные жизненные отношения.

Цели и задачи, которые стоят перед Ююридическими нормами, средства реализации этих целей должны быть морально обоснованными, соответствовать нравственным требованиям, что, в сущности, является признаком, в значительной мере определяющим жизненность Пправовых норм, их практическую силу и тот социальный резонанс, который они вызывают.

Известный русский философ В. Соловьев определял Пправо: как “"минимум нравственности, равно для всех обязательный”". Однако Б.Н. Чичерин остро реагировал на эту формулу, считая, что: “"не бываетесть ли это стремление насаждать эту нравственность с помощью Ггосударственного принуждения”".

Особенности норм Пправа и Мморали:

1. Нормы Мморали более универсальны, чем нормы Пправа. Нормы Мморали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулированнуемых Пправом. Нравственные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Содержание Пправовых норм характеризуется большей конкретностью. Здесь четкточно обозначена Ююридическая обязанность, и мера Ссубъективного Пправа участников правоотношений. Соответственно, и процедура применения норм Пправа отличается от применения норм морали. Юридические нормы могут применяться: лишь в установленном порядке Ккомпетентными Ллицами и Ведомствами (Оорганами), а моральные нормы не нуждаются в каком-либо особом социальном механизме для приведения их в действие.

2. Нормы Пправа систематизированы и находят официальное закрепление в Ннормативно-Пправовых Аактах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Мораль не требует Оофициального Ггосударственного Ппризнания.

3. Нормы Мморали связаны с внутренним самоопределением личности (мотивы, цели), а нормы Пправа связаны с внешними действиями Ччеловека.

4. Нормы Мморали Нне Иинституционализированы, значениято есть не полагобладают формальной определёенностью, а Пправовые нормы как Иинституциональные регуляторы закреплены в Ззаконодательстве, в Ссудебных решениях.

5. Нормы Пправа предусматривают Ююридическую Оответственность за правонарушения, осуществлённогото есть к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры Ггосударственного принуждения. Эти меры являются способом обеспеченияобеспечения Ююридических норм, поскольку осуществляются только Ккомпетентными (Оорганами) Ведомствами и Ллицами в рамках установленных Ззаконом процедур. А за нарушение моральных норм предусмотрены меры общественного воздействия в форме общественного порицания или осуждения. Гегель считал, что Ообщественное мнение содержит принцип Ссправедливости “"в форме здравого смысла людей”" <6>.

--------------------------------_____________________________________________

<6> Гегель Г.В. Философия Пправа. М., 1990. С. 352.

Однако, как общие черты, так и различия Пправовых и Мморальных Ннорм не полагаследует абсолютизировать. Нормы Мморали и Ннормы Пправа органически взаимообусловливаютравносогласуют, дополняют и взаимравнообесспечивают друг друга в регулировании Ообщественных отношений.

Моральные (Ннравственные) принципы и нормы оказывают влияние на развитие Пправа, способствуют укреплению Ззаконности и Пправопорядка в обществе. В свою очередь, Пправо активно оказывает воздействие на укрепление и развитие Ообщественной Мморали, на Ннравственные взгляды и Пповедение каждого Ччеловека. Это воздействие Пправа на Ммораль определяется тем, что Пправо воплощает представления людей о справедливости, гуманизме, достоинстве личности. Нарушение норм Пправа вызывает сущеестественное Мморальное осуждение со стороны общества, его членов. Обязанность выполнясоблюдать Пправовые нормы - Мморальный Ддолг всех сознательных Гграждан.

(Органы) Ведомства Ггосударственной Ввласти, Ообщественные организации содействуют выработке твёердой Ннравственной позиции, Пправовой Ккультуры у каждого Ггражданина. ЕстественноСущественно, что работники Ггосударственного Ааппарата, прежде всего Пправоохранительнымиых (Оорганов) Ведомствами, должны быть образцами выполнения своего гражданского и профессионального долга. Профессия Ююриста предполагает особые требования к деловым и Мморальным качествам работника Пправоохранительных (Оорганов) Ведомств, обязывает его знать те Ссоциальные нормы, которые регулируют Сслужебную деятельность Ююриста. Честность, Ннеподкупность, Ппринципиальность, Ссправедливость - неотъёемленнмые Мморальные качества Ююриста. Юрист часто сталкивается с конфликтными ситуациями. Служебным долгом Рработника Пправоохранительных (Оорганов) Ведомств является требование не только строго выполнясоблюдать Ззаконы, но и проявлять необходимый такт, внимание к Мморальным, Ппсихологическим переживаниям Ччеловека.

Профессиональная Ээтика - это совокупность норм поведения, обусловленнсогласованная определёенной спецификой деятельности работника Пправоохранительной Ссистемы. Важным Мморальным качеством, предъявлённяемым к каждому Ююристу, является уважение к Ччеловеку, его достоинству. Нравственное воспитаниевоспитание и профессиональная подготовка - единый комплексный процесс формирования высококвалифицированных Ююристов.

3.3. Правоотношения.

Правоотношения - это центральная проблема Пправа. Право в реальной жизни - это и есть Пправоотношения. Правоотношение - это особый вид Ообщественных Оотношений, участники (Ссубъекты) которых связаны взаимными обоюдными Ююридическими Пправами и обязанностями. Правовое отношение всегда предполагает Ююридическую связь по крайней мере между двумя Ссубъектами, один из которых является носителем Ссубъективного Пправа, а другой - носителем Ююридической Ообязанности. Существуют и многосторонние Пправоотношения.

Чаще всего Пправоотношения мы рассматриваемрассматриваем, как Ююридическую форму осуществления Пправа. Если норма Пправа не воплощается в Пправовых отношениях, то она остаёется на бумаге и не действует. Норму Пправа, которая не порождает Пправоотношений, принято считать “"мёертвой”".

К Пправоотношениям надо подходить, и с другой стороны. Правоотношения - это генетическая клетка (зародыш) Пправа. Сначала возникают конкретные Пправоотношения, а потом издаёется Пправовая норма. Например, в Англии, США Ссудебная Ппрактика порождает Пправовые нормы. Судебная практика признаёет существование реальных Пправовых отношений. К Пправоотношениям надо подходить так, чтобы понять, что они участвуют в генезисе происхождении Пправа. Но, с другой стороны, существуетесть определёенная часть Пправоотношений, которая возникает на основе Пправовых норм, и чаще всего это Ппублично-Пправовые отношения, которые осуществляются на основе Ппублично-Пправовых Ннорм. Значит, определёенная часть Пправовых отношений определяется фактическими Уусловиями и Ообстоятельствами, а другая - Ююридическими нормами. Нет таких Пправоотношений, которые бы всецело и исключительноисключительно определялись только Пправовыми Ннормами, и в которых Ссубъекты этих отношений требовали бы друг от друга и делали друг другу только то, на что они уполномочены и к чему их обязывает Ззакон.

Основные признаки Пправоотношений. Если мы определяем Пправо, как меру Ссвободы и находим еёе в самих Ообщественных Оотношениях, а в качестве признаков Пправа рассматриваемрассматриваем прежде всего Пправовую Ссвободу и формальное равенство Ссубъектов отношений, то в соответствии с этим попытаемся определить основные признаки Пправоотношений.

1. Правоотношения этоесть Ообщественные отношения, ито есть они являимеют Ссоциальный характер. ПолагаСледует сразу же ответить на вопрос: почему вообще возникают Ообщественные отношения между людьми? Объяснить это не так трудно. Между людьми существуют различия: интеллектуальные, физические, духовные, имущественные и т.д., в силу чего возникает взаимозависимостьравная зависимость, которую заметили ещёе древнегреческие мыслители, а в XVIII веке Ш.-Л. Монтескье включил в свою теорию Пправа. “"Именно Только то, что мы разные, - писал он, - мы зависимы друг от друга, должны друг друга дополнять”". Этот факт взаимозависимости подчинённости, и порождает определёенные Ообщественные отношения. В процессе складывания, развития этих отношений Ссубъекты совершают определёенные действия. Сознательная деятельность людей и составляет те Ообщественные Оотношения, специфику которых в качестве Пправоотношений мы хотим определить. А чтобы изучить толькименно эти отношения, как социально значимую деятельность людей, мы обращаемся к категории “"поведение”". Здесь важны взаимосвязанные равносвязанные категории: “"отношения”", “"деятельность”", “"поведение”".

2. Каковы эти общественные отношения? Тут речь должна идти о характеристике Пправоотношений, как общественных отношений. ИсходяИсходя из вышеобозначеннойвыше обозначенной концепции Пправа, можно утверждать, что это такие Ообщественные Оотношения, которые складываются между Ссубъектами Пправа на базе обоюдвзаимного признания Ссвободы и формального равенства всех участников Ообщественных Оотношений. Можно констатировать, что круг и характер таких отношений исторически изменчивы. Например, в Древней Греции в Пправоотношениях не могли участвовать рабы. В Афинах за убийство раба полагалась смертная казнь. Но вообще рабы не были Ссубъектами Пправоотношений. Участниками Пправоотношений могли бытьь только Гграждане полиса. И сегодня Пправа Ггражданина тоже являются привилегией по отношению к Пправам Ччеловека.

Таким образом, если мы считаем, что Пправоотношения - это такие отношения, которые складываются на осно

Наши рекомендации