Правовая организация государственного управления»
1. Экономическая деятельность как объект государственного управления и административно-правового регулирования; система и компетенция органов — субъектов государственного управления в сфере экономики.
2. Основные направления и содержание административно-правового воздействия на экономическую (хозяйственную) деятельность.
3. Антимонопольное законодательство и государственный контроль за его исполнением в сфере экономики.
4. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности.
5. Государственное имущество и управление им.
6. Стандартизация, метрология, сертификация и статистика в сфере государственного управления экономикой.
7. Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии.
8. Административно-правовые меры обеспечения промышленной и радиационной безопасности населения и объектов экономики.
9. Организационно-правовые формы управления промышленностью.
10. Государственный заказ (административно-правовые вопросы).
11. Организация управления энергетическим комплексом.
12. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством.
13. Административно-правовое регулирование естественных монополий.
14. Организационно-правовые формы управления транспортным комплексом.
15. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов.
16. Природоохранные инспекции.
17. Организационно-правовые формы управления торговлей.
18. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
19. Организационно-правовые формы управления финансами.
20. Центральный Банк РФ: административно-правовой статус.
21. Финансовый контроль: понятие и виды; система и полномочия органов государственного финансового контроля (административно-правовой аспект).
22 Счетная палата: административно-правовой статус и контрольные полномочия.
23. Валютно-экспортный контроль, как элемент государственного контроля.
24. Государственное управление в сфере налогов и сборов: задачи, система и полномочия органов управления.
25. Организация управления таможенным делом: задачи, система и полномочия таможенных органов.
26. Организационно-правовые формы управления общим и профессиональным образованием.
27. Административно-правовой статус вуза.
28. Российская академия наук: задачи, административно-правовой статус и система подведомственных учреждений.
29. Организация подготовки научных кадров: формы подготовки, порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.
30. Организационно-правовые формы управления здравоохранением.
31. Организационно-правовые формы управления культурой.
32. Организационно-правовые формы управления в области информационных технологий, связи и массовых коммуникаций.
33. Организационно-правовые формы управления социальной защитой населения.
34. Организационно-правовые формы управления обороной.
35. Военная служба: понятие, организация и порядок прохождения.
36. Призыв и добровольное поступление на военную службу: условия и порядок.
37. Правовой статус военнослужащих: понятие, способы и особенности защиты прав, свобод и законных интересов.
38. Организационно-правовые формы управления государственной безопасностью.
39. Федеральные органы безопасности: система и компетенция.
40. Государственная граница РФ: организационно-правовые формы защиты и охраны.
41. Организационно-правовые формы управления внутренними делами.
42. Правовое положение полиции.
43. Надзор за безопасностью дорожного движения.
44. Миграционная служба.
45. Паспортно-регистрационная система.
46. Выезд из РФ и въезд в РФ: административно-правовое регулирование.
47. Организационно-правовые формы управления юстицией.
48. Организационно-правовые формы управления иностранными делами.
2. Методические указания для выполнения курсовых
и контрольных работ:
1. Примерная тематика курсовых и контрольных работ по административному праву составлена с учетом уровня теоретической подготовки студентов.
2. Написание курсовой и контрольной работы по административному праву дает возможность глубоко изучить определенную, интересующую автора учебно-научную проблему, раскрыть ее содержание и тем существенно повысить уровень своей теоретической и правовой подготовки.
Учитывая многообразие сфер и отраслей государственного управления, кафедра предложила широкий перечень тем, фактически отражающий содержание всего курса «Административное право». Студенту предоставлена возможность самостоятельно избрать любую тему, соответствующую личному научно-творческому интересу.
3. Избрав тему курсовой и контрольной работы, необходимо внимательно изучить соответствующий раздел учебника, после чего, пользуясь данным сборником и другими источниками, самостоятельно выявить относящиеся к теме правовые акты, в том числе новейшие, и литературу, внимательно ознакомиться с их содержанием и на этой основе составить план курсовой или контрольной работы, который следует согласовать со своим научным руководителем.
4. Курсовая и контрольная работа должна иметь четкую внутреннюю структуру и правильное оформление.
Структура курсовой и контрольной работы включает:
1) план, в котором последовательно указываются номера, названия глав или параграфов, раскрывающих общее содержание темы;
2) краткое введение, в котором определяются цель и задачи разработки данной темы, показывается ее актуальность;
3) основное содержание — текст работы, разделенный на главы или параграфы: внутри текста должен быть повторен номер и заголовок каждой главы или параграфа, указанные в плане; в конце текста необходимо сформулировать заключение;
4) перечень использованных нормативных актов и список литературы.
При этом должны соблюдаться общепринятые правила библиографического описания источников.
Объем курсовой работы — 25–30 страниц машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала.
Объем контрольной работы — 20 страниц машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала.
Важное значение имеет правильное оформление титульного листа. На нем должны быть указаны полные наименования темы, учебной дисциплины, по которой выполнена работа; фамилия, имя, отчество студента; номер учебной группы, курс, факультет; фамилия преподавателя — научного руководителя.
Текст курсовой или контрольной работы должен иметь сплошную нумерацию страниц.
На каждой странице должны быть оставлены поля для пометок рецензента. На последней странице после перечисления правовых актов и списка литературы студент ставит свою подпись и указывает дату. Это позволяет рецензенту видеть, учтены ли автором новейшие правовые акты и литературные источники.
5. Главным требованием к написанию курсовой и контрольной работы является обеспечение достаточного научно-теоретического и правового уровня разработки и освещения избранной темы.
Это возможно только на базе глубокого изучения относящихся к теме действующих правовых актов, а также учебной и научной литературы, статей в журналах и газетах. Сейчас много публикуется аналитических материалов.
Написание курсовой и контрольной работы — это самостоятельное учебно-научное творческое освещение вопросов темы. Завершенная курсовая или контрольная работа — отчетливый показатель степени и глубины освоения автором сути и содержания рассмотренной проблемы.
6. Рецензирование курсовой и контрольной работы имеет своей целью проверить, насколько полно разработана тема, использованы ли нормативно-правовые акты и специальная литература, а также материалы практики. При этом обращается внимание на степень творческой самостоятельности автора в освещении вопросов темы, умение формулировать и обосновывать выводы; оцениваются грамотность и стиль изложения текста; проверяется наличие ссылок на использованные источники в случаях, когда из них дословно выписываются определения, фрагменты текста (без ссылок заимствование не разрешается).
8. К защите допускаются курсовые и контрольные работы, в целом отвечающие предъявляемым требованиям.
9. Неудовлетворительно оценивается курсовая или контрольная работа, не отвечающая предъявляемым требованиям: тема не раскрыта; новейшие действующие правовые акты и специальная литература не использованы; план курсовой или контрольной работы, системность и стиль изложения оставляют желать лучшего; перечень использованных правовых актов и список литературы, который должен быть в конце курсовой или контрольной работы, отсутствует либо наспех составлен без соблюдения правил библиографического описания источников и т.д.
10. Студенты, не сдавшие своевременно курсовые или контрольный работы или получившие на защите неудовлетворительную оценку, к сдаче экзамена(ов) не допускаются.