Организационно-правовая основа управления промышленностью. Органы государственного управления и регулирования промышленностью.

Промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Это лицо страны и показатель уровня ее развития, так как будет средоточием ее научно-технического интеллектуального потенциала. Назначение промышленности — обеспечить народное хозяйство машинами, оборудованием и другими современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некᴏᴛᴏᴩые их группы именуются комплексами: военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный, топливно-энергетический, атомный, агропромышленный. Отрасли, в ϲʙᴏю очередь, подразделяются на объединения, предприятия и организации.

В условиях рыночной экономики важной формой организации промышленности стало создание финансово-промышленных групп, действующих на основе Федерального закона от 30 ноября 1995 г. Финансово-промышленная группа формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций. Постановлением Правительства от 2 февраля 1998 г. функции уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп возложены на Министерство экономики РФ.

При этом основной точкой приложения сил экономических преобразований и реформ будут предприятия. Важно знать, что большинство из них в результате приватизации перестали быть собственностью государства.

За долгие годы в России сложился мощный военно-промышленный комплекс (ВПК), вобравший в себя лучшие научные и производственные силы. О его возможностях можно судить хотя бы по тому факту, что на предприятиях ВПК проводилось более 60% всех национальных научных исследований и разработок военного и гражданского характера. Был создан целый ряд уникальных высоких технологий, по кᴏᴛᴏᴩым наша страна даже в нынешних сложных условиях продолжает опережать ведущие страны мира на много лет.

Особое значение для выживания и расцвета оборонного комплекса имеет увеличение экспорта российского оружия и военной техники. У России есть все возможности для того, ɥᴛᴏбы занять лидирующее положение на международном рынке оружия. Этому должно способствовать образование новых управленческих структур в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Указом Президента от 25 мая 1999 г. — российских агентств по обычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления.

Учитывая, что в России нет госструктуры, кᴏᴛᴏᴩая управляла бы российским ВПК, а мировой опыт свидетельствует о целесообразности объединения под одной крышей авиа- и космической промышленности, где выполняются схожие задачи, в марте 1999 г. вопросы координации и регулирования деятельности авиационной промышленности были переданы из Министерства экономики в Российское авиационно-космическое агентство. Стоит сказать - положение об агентстве утверждено постановлением Правительства от 25 октября 1999 г.

Сегодня топливно-энергетический комплекс — ϶ᴛᴏ «половина страны». В объеме промышленного производства доля ТЭК составляет 40%.

Значительная часть федерального бюджета (42%) формируется за счет поступлений от организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность кᴏᴛᴏᴩых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей и транспортировкой природного газа, нефти и нефтепродуктов. По϶ᴛᴏму государство уделяет особое внимание обеспечению бесперебойной работы данных организаций, совершенствованию системы управления топливно-энергетическим комплексом, сбережению энергоресурсов. Это нашло отражение в частности, в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации», постановлениях Правительства от 20 ноября 1997 г. «О совершенствовании управления угольной промышленностью», от 5 июля 1999 г. «Об обеспечении надежного энергоснабжения стратегических организаций» и правительственной программе «Энергоснабжение России в 1998 — 2005 годах».

Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных производственных объединений — таких, как РАО «Газпром», АО «Нефтяная компания «ЮКОС» и т.п.

Сейчас экономика России посажена на «нефтяную иглу». Добываемое в отдаленных районах топливо становится изначально дорогим, а необходимость использования в России только сухопутного транспорта увеличивает стоимость горючего. Ни одна страна в мире не допускает подобной монозависимости. Затраты на производство энергии, как и транспортные расходы, уже давно превысили мировой уровень.

К тому же упала добыча нефти и угля в России, нарушились хозяйственные связи и, как следствие, возникли спорные вопросы, препятствующие развитию топливно-энергетических комплексов стран СНГ. Обострились проблемы экспорта и транзита энергоресурсов, встал вопрос о статусе Каспия. По϶ᴛᴏму постановлением Правительства от 6 марта 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа «Топливо и энергия» на 1996—2000 годы, кᴏᴛᴏᴩая имеет ϲʙᴏими целями обеспечение надлежащего энергоснабжения экономики на новом этапе ее развития и особенно в энергодефицитных регионах, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание устойчивого экспорта энергоносителей как главного источника валютных поступлений.

В условиях ужесточающейся конкуренции на мировых рынках электроэнергия может стать для России одним из наиболее привлекательных экспортных товаров. Причем наиболее прибыльными, с ϶ᴛᴏй точки зрения, будут прежде всего атомные киловатты, себестоимость кᴏᴛᴏᴩых в России примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. При этом в атомной энергетике, кᴏᴛᴏᴩая будет стратегически важной отраслью промышленности, в последние годы сложилось кризисное финансово-экономическое положение. Причины кризиса — общее состояние экономики страны, а также неплатежи за отпущенную атомными станциями электрическую энергию. По϶ᴛᴏму в целях недопущения дальнейшей дестабилизации атомной энергетики постановлением Правительства от 21 июля 1998 г. утверждена Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы и на период до 2010 года. Программа базируется на необходимости развития атомной энергетики как неотъемлемой части топливно-энергетического комплекса страны с размещением АЭС в регионах, для кᴏᴛᴏᴩых получены ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие согласования на их строительство. Предусматривается повышение безопасной эксплуатации действующих АЭС, замещение выбывающих АЭС и ТЭС энергоблоками АЭС нового поколения, экономия органического топлива и улучшение экологической обстановки.

Российское федеральное законодательство последних лет содержит обширный нормативно-правовой материал, на основе которого строится государственное управление промышленностью. Сюда можно отнести: закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” и другие нормативные акты. Основы этой деятельности определяет Конституция РФ, которая относит к ведению федеральных органов власти и управления:

- формирование федеральных программ экономического (включая промышленное) развития;

- установление правовых основ единого рынка;

- управление федеральной негосударственной собственностью;

- федеральные энергетические системы, ядерную энергетику и оборонное производство.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относительно разграничение государственной собственности (в том числе и в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71 Конституции РФ). Соответственно Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции РФ).

Оно учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует их руководство, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии и т.д. Оно же ведает вопросами промышленной политики, реформы предприятий, развития малого и среднего предпринимательства.

Органы исполнительной власти субъектов РФ решают широкий комплекс проблем, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем функционируют и специальные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление соответствующими отраслями промышленного производства как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.

Управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса (ВПК) государство действует уже не как безраздельный собственник, а скорее в качестве контрольно-надзорной инстанции, определяя основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролируя ее реализацию.

Поэтому основой механизма государственного управления промышленностью сегодня являются регулирование, координация и контроль (надзор) по текущим направлениям развития отечественного промышленного производства независимо от формы собственности предприятий. Тут следует учитывать и то, что масштабная приватизация привела к тому, что в промышленности частный (акционерный) сектор экономики стал преобладающим.

Органы государственного управления отраслями промышленности. В настоящее время управление промышленностью сосредоточено в трех федеральных министерствах: в Министерстве экономики РФ, в Министерстве топлива и энергетики РФ и в Министерстве по атомной энергии РФ.

Министерство экономики РФ наряду с общеэкономическими функциями (разработка промышленной политики, макроэкономическое регулирование и т.п.) осуществляет ряд функций в сфере государственного управления отраслями промышленного производства. В положении, утвержденном Правительством РФ 26 августа 1995 года, на него возложено проведение единой государственной политики в следующих промышленных отраслях: металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, оборонной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней.

Минэкономики осуществляет также координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Минэкономики осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию:

- машиностроительных отраслей;

- в химическом комплексе;

- обеспечивает реализацию федеральных программ конверсии оборонных предприятий;

- совершенствует внутриотраслевые, межотраслевые и межгосударственные кооперативные связи промышленных предприятий;

- организует работы по отраслевой стандартизации продукции и т.д.

Министерство топлива и энергетики РФ (Минтопэнерго России) на основе федерального закона “О естественных монополиях” осуществляет руководство топливно-энергетического комплексом Российской Федерации. Оно также призвано координировать деятельность предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения и магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов. Это особенно важно, так как в рамках топливно-энергетического комплекса сегодня действуют крупнейшие производственные объединения (акционерные общества) типа “Газпром”, ““Транснефть”, “Транснефтепродукт”, “Роснефть”, “Росуголь”, “ЕЭС России” и т.п.

Положение о Минтопэнерго утверждено Правительством РФ 27 января 1996 года. В соответствии с ним министерство осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ в целях согласования интересов топливно-энергетических отраслей и регионов. Минтопэнерго России:

- осуществляет государственную энергетическую политику;

- обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, их использование и сбережение во всех сферах потребления;

- обеспечивает эффективное функционирование топливно-энергетического комплекса, организует разработку основных направлений его развития;

- участвует в реализации отраслевых программ демонополизации;

- осуществляет государственное регулирование деятельности предприятий ТЭК путем разработки нормативных актов, стандартов, норм и правил в сфере эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса;

- решает совместно с органами государственной власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления вопросы размещения крупных предприятий топливно-энергетического комплекса.

К его функциям относится разработка и проведение государственной политики при проектировании и сооружении предприятий топливно-энергетического комплекса; обеспечение государственного энергетического надзора, государственного контроля и надзора за рациональным использованием нефти, газа и продуктов их переработки, за качеством торфа, а также государственного надзора за объектами топливно-энергетического комплекса в части обеспечения безопасности мореплавания, подводно-технических работ, эксплуатации гидротехнических сооружений и предупреждения загрязнения водной среды нефтью.

Минтопэнерго России призвано обеспечивать соблюдение требований охраны недр и других природных богатств при осуществлении предприятиями комплекса хозяйственной деятельности, а также повышение экологической безопасности действующих предприятий, вновь вводимых и реконструируемых предприятий. Оно участвует в процессе лицензирования порядка, сроков и условий освоения месторождений нефти, газа и угля, контролирует выполнение условий разработки месторождений по действующим лицензиям, разрабатывает предложения по формированию тарифов, цен на топливно-энергетические ресурсы и другую продукцию отраслей комплекса.

Минтопэнерго осуществляет государственное регулирование развития и использования сырьевой базы комплекса; разрабатывает и утверждает обязательные для всех потребителей энергетических ресурсов правила их технической эксплуатации; участвует в государственной экспертизе запасов месторождений нефти, природного газа, газового конденсата и угля; создает подразделения ведомственной военизированной охраны и т.д. Кроме того, это министерство координирует деятельность отраслевых предприятий (акционерных обществ) и совместно с ними определяет порядок управления системами энергопродуктопроводов и федеральной энергетической системой.

В структуре аппарата Минтопэнерго России функционируют департаменты:

- угольной промышленности;

- нефтяной промышленности;

- электроэнергетики;

- нефтепереработки;

- машиностроения для топливно-энергетического комплекса;

- энергоресурсосбережения;

- нефтепродуктообеспечения и топлива.

В качестве федерального органа исполнительной власти действует также Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК России), основной задачей которой является регулирование деятельности естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование и контроль в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включая ценовое регулирование на федеральном оптовом рынке электрической энергии и оптовых цен на природный газ, осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства. Решения и предписания ФЭК обязательны для органов исполнительной власти, а также организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

Министерство РФ по атомной энергии проводит государственную политику в области разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов в атомной энергетике, осуществляет государственное управление использованием атомной энергии, несет ответственность за состояние и развитие ядерного оружейного и энергетического комплексов Российской Федерации, обеспечивает безопасность предприятий и организаций ядерного комплекса, управляет деятельностью предприятий и организаций этого комплекса и т.д.

Отдельными отраслями промышленного производства руководят иные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные подразделения. Так, государственные предприятия промышленности строительных материалов находятся в ведении Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике, который координирует и регулирует их деятельность, участвует в их приватизации, содействует созданию рынка строительных материалов, совершенствует экономические методы управления подведомственными предприятиями, участвует в их создании, реорганизации и ликвидации, утверждает их уставы, назначает руководителей и т.д.

Ряд управленческих функций и полномочий в отношении объектов промышленности осуществляет Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом. В соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ 4 декабря 1995 года, он управляет и распоряжается объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом, принимает по этим вопросам нормативные акты, назначает представителей государства в органы управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, утверждает уставы федеральных унитарных предприятий и т.п. Однако в основном этот орган призван обеспечивать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью. Все органы исполнительной власти общей, межотраслевой и отраслевой компетенции в различных формах и по различным направлениям реализуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия. Одновременно в системе государственного управления промышленностью существуют специфические организационно-правовые формы контроля (надзора).

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) осуществляется в сфере промышленной безопасности, а также при реализации специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ 18 февраля 1993 года. Его функции связаны с осуществлением государственного надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования. Госгортехнадзор устанавливает требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ; осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств и работ.

Кроме того, Госгортехнадзор осуществляет государственный надзор в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, оборонной промышленности (например, за проектированием, строительством и безопасной эксплуатацией продуктопроводов), а также выдает лицензии на отдельные виды работ, связанные с повышенной опасностью промышленных производств. Ему предоставлены полномочия:

- проведение беспрепятственной проверки подконтрольных предприятий;

- дача обязательных для руководителей предприятий предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о приостановке работ, ведущихся с нарушением правил и норм безопасности;

- привлечение должностных лиц к административной ответственности;

- внесение обязательных представлений руководителям промышленных предприятий об освобождении от должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасности работ.

Постановления Госгортехнадзора по вопросам его компетенции обязательны для исполнения объединениями и предприятиями. Свои функции и полномочия Госгортехнадзор реализует непосредственно или через образуемые региональные подразделения (округа и управления).

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) – орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование и надзор за безопасностью производства, обращения и использования в мирных и оборонных целях атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения, защиты окружающей среды в Российской Федерации, подчиненный непосредственно Президенту РФ. Госатомнадзор России:

- устанавливает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности;

- осуществляет надзор в сфере производства, обращения и использования атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий при разработке, изготовлении, испытании, транспортировке, хранении и ликвидации ядерного оружия;

- проводит экспертизу безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов и производств;

- выдает лицензии на виды деятельности, связанные с использованием ядерно- и радиационно-опасных веществ и материалов;

- осуществляет государственную регистрацию поднадзорных объектов;

- инспектирует состояние ядерной и радиационной безопасности;

- выдает обязательные предписания об устранении нарушений правил и норм ядерной и радиационной безопасности, условий действия лицензий;

- приостанавливает работы, проводимые с нарушениями правил и требований, изымает лицензии;

- запрещает применение изделий и материалов, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность и т.д.

Госатомнадзор имеет свои территориальные (региональные) подразделения – округа и инспекции. Свою деятельность он осуществляет во взаимодействии с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).

Государственный энергетический надзор РФ осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, рациональным использованием энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Органы энергетического надзора входят в систему Минтопэнерго России. Они включают Главное управление надзора (Главгоскомэнергонадзор) и территориальные подразделения (управления или отделы). Положение о Государственном энергетическом надзоре утверждено Правительством РФ 12 мая 1993 года.

Органы государственного энергетическом надзора, систему которых возглавляет Главный государственный инспектор (начальник Главного управления Минтопэнерго России), контролируют соблюдение обязательных для всех потребителей электроэнергии и тепла правил технической эксплуатации энергетических установок и техники безопасности, а также проведение мероприятий по сбережению энергии. При осуществлении государственного энергетического надзора государственные инспектора вправе:

- давать обязательные для потребителей энергии предписания о ликвидации нарушений правил и нормативных актов;

- требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять опасность для человека;

- давать обязательные указания об отстранении от работы нарушителей правил и т.д.

Разумеется, эти контрольно-надзорные органы реализуют свои полномочия не только в промышленной сфере, но для них она наиболее существенна. Об этом же может свидетельствовать пример с Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), положение о котором Правительство РФ утвердило 11 июля 1994 года. Госстандарт осуществляет государственное управление стандартизацией, государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности промышленных предприятий в сфере сертификации (удостоверение качества продукции):

- организует и проводит работы по обязательной сертификации промышленной продукции;

- осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, правил метрологии (единство средств измерения);

- осуществляет государственный метрологический контроль (надзор), проводит проверку и государственные испытания средств измерения.

При этом он вправе направлять предписания об устранении нарушений обязательных стандартов, о снятии с производства, прекращении выпуска и реализации товаров, изготовленных с нарушением стандартов, а также об отзыве их от потребителя. Председатель Госстандарта России является Главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации промышленных объединений и предприятий; Госкомимущество Россииконтролирует реализацию государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, поступление в федеральный бюджет средств от приватизации, использование по назначению и сохранность объектов федеральной собственности и т.д. Следует также отметить большое значение государственного контроля (надзора) в сфере промышленности, осуществляемого природоохранными органами.

При осуществлении функций государственного контроля (надзора) в сфере промышленного производства органы Госгортехнадзора, Госатомнадзора и др. в соответствии с Кодексом РФ “об административных правонарушениях” уполномочены на рассмотрение дел и наложение административных взысканий за нарушения, к которым относится:

- нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности (ст. 88);

- по хранению, использованию и учету взрывчатых материалов и отраслях промышленности (ст. 89);

- расточительное расходование электрической и тепловой энергии (ст. 90) и т.п.

Штрафные санкции налагаются на виновных должностными лицами территориальных и местных инспекций, начальниками управлений округов.

Хозяйствующие субъекты в промышленности законодательством Российской Федерации подразделяются на две основные категории: казенные предприятия и акционерные общества. Существуют и частные предприятия, находящиеся в индивидуальном владении, но их количество чрезвычайно мало. В качестве казенных предприятий государство сохранило за собой собственность в стратегически важных отраслях промышленного производства.

Казенные заводы (фабрики, хозяйства) создаются в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 “О реформе государственных предприятий” на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Правительство РФ 12 августа 1994 года утвердило Типовой устав казенного завода. Казенный завод находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в отрасли.

Такой орган утверждает индивидуальный устав подведомственного казенного завода, назначает на должность его руководителя и принимает решение об осуществлении заводом самостоятельной хозяйственной деятельности. По этому поводу издается приказ (распоряжение), определяющий конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых распространяется разрешение. Типовой устав казенного завода определяет:

- цели и предмет деятельности завода;

- имущество завода, являющееся федеральной собственностью;

- основы организации его деятельности;

- систему управления заводом (назначаемый уполномоченным органом директор и его заместители, назначаемые по согласованию с утвердившим устав органом);

- основы учета, отчетности и контроля за деятельностью казенного завода;

- процедуру ликвидации и реорганизации завода (по решению Правительства РФ).

Наряду с промышленными предприятиями и объединениями государственного характера (число их сейчас незначительно) - как, например, Российской государственной корпорации по производству лесобумажной продукции, действует широкая сеть акционерных обществ. В 1993 году Правительство РФ учредило Российское акционерное общество (РАО) “Газпром” и утвердило его устав, в котором раскрывались особенности такого рода объединений. В настоящее время действует федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

Акционерные общества – коммерческие организации открытого или закрытого типа. Учредительным документом акционерного общества является его устав. Общество подлежит государственной регистрации. Законодательством РФ практически не определяются формы влияния государства на деятельность акционерных обществ, что создает впечатление об их полной автономии, что неверно.

Государственный надзор за деятельностью промышленных предприятий осуществляется органами исполнительной власти и их представителями по вопросам финансов, экологии и т.п. Иначе говоря, во всех случаях, когда устанавливаются правила, обязательные для хозяйствующих субъектов любой формы собственности. Не определена в законе и ответственность акционерных обществ перед государством. О конкретных целях, задачах и предметах деятельности акционерных обществ можно судить на примере РАО “Газпром”, которое на договорной основе:

- обеспечивает снабжение потребителей газом, газовым конденсатом, продуктами переработки нефти;

- обеспечивает поставки газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям;

- строит и финансирует газопроводы-отводы высокого давления;

- получает лицензии на разведку и разработку месторождений, а также на экспорт продукции;

- контролирует функционирование единой системы газоснабжения и т.д.

Правительство РФ оказывает определенное воздействие на акционерные общества. Так, было принято постановление “О государственной поддержке акционерного общества “Горьковский автомобильный завод”; для представления интересов государства по принадлежащим государству пакетам акций в РАО “ЕЭС России” оно назначило своих представителей; принято специальное постановление “О мерах по обеспечению государственного управления закрепленной в федеральной собственности акциями РАО “ЕЭС России”, которым была образована коллегия представителей государства, предложившая круг вопросов для повестки ближайшего собрания акционеров; принимаются решения об утверждении уставов акционерных обществ (например, открытого АО “Нефтяная компания “Роснефть”) и т.п.

Очень актуальной в последнее время стала проблема несостоятельности промышленных предприятий. Для решения такого рода вопросов образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Основная цель этого органа – создание организационных, экономических и иных условий реализации актов о несостоятельности государственных предприятий. Управление проводит государственную политику, направленную на предотвращение несостоятельности предприятий; представляет интересы государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делам о несостоятельности; оказывает помощь предприятиям, имеющим признаки несостоятельности.

Эта федеральная служба выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия; принимает решение о направлении предприятием-должником заявления в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности; участвует в приватизации неплатежеспособных государственных предприятий; осуществляет руководство своими территориальными органами и т.п.

Наши рекомендации