Государство гарантирует защиту прав жертв Преступлений и злоупотреблений властью.
32. Политические права и свободы, особенности их реализации.
Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности – государства.
В юридической литературе встречается деление политических прав на:
1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии (избирательные права, право петиций).
2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).
Политические права и свободы создают условия для укрепления связей между граждани-ном, обществом, государством.
Политические права обычно признаются лишь за гражданином, т.е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства.
1. Права граждан участвовать в управлении делами государства: обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, сферу политики.
2. Избирательное право: это право свободного выражения воли народа и его участия в политическом процессе, а также личное участие граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- право избирать;
- право быть избранным в органы государственной власти
- право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.
3. Свобода слова:
- свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами;
- свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений;
- право на получение информации.
4. Свобода собраний, митингов, демонстраций
- право на личные положительные действия;
- право требования (предоставление общественных зданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения массовых публичны мероприятий);
- право притязания (юридическая возможность в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты).
5. Право на объединение в общественные организации (свобода союзов и ассоциаций): участие индивида в общественно-политической жизни, право образовывать любой союз в рамках требования закона.
6. Право на обращение (право петиций): возможность граждан направлять индивидуаль-ные и коллективные обращения в компетентные государственные органы
33. Механизмы реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Как показало проведенное автором исследование, анализ правоприменительной практики, полученные данные о количестве выявленных нарушений законодательства, прав и свобод участников уголовного судопроизводства, анализ рассмотренных уголовных дел, динамика применения мер государственного принуждения в ходе досудебного производства, существующие процессуальные гарантии участников уголовного судопроизводства недостаточны и не обеспечивают их права и свободы.
Правоохранительные органы России в 2010 году расследовали около 3,5 млн уголовных дел, из них 946 тысяч направлены в суды. По данным МВД РФ, в 2010 году каждое второе преступление осталось нераскрытым. В 2010 году российские суды рассмотрели 1 млн уголовных дел в отношении 1,14 млн обвиняемых. Всего в 2010 году осуждено более 860 тыс. человек. В общем порядке суды рассмотрели 547 тыс. дел, по которым 317 тыс. человек были осуждены, лишь 9 тыс. человек были оправданы. Были прекращены судами 207 тыс. дел, в том числе 19 тыс. – по реабилитирующим обстоятельствам. При этом в 2010 году число жалоб в ходе досудебного производства на действия должностных лиц по отношению к 2009 году выросло на 60 %. Всего в 2010 году суды РФ рассмотрели 120 тысяч таких жалоб. В 72 % случаев суды признали действия должностных лиц необоснованными. На территории Ростовской области в 2009 году рассмотрено судом первой инстанции жалоб на действия и решения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, – 2148, в 2010 году – 2594, динамика составила + 20, 8 %. При этом удовлетворено в 2009 году 210 жалоб, в 2010 году – 213, динамика составила + 1,4 % [2].
В 2007 году было выявлено 71 147, а в 2008 году 91 001 фактов нарушения законов. В 2010 году прокуратурой Ростовской области выявлено уже 144 439 нарушений законов органами предварительного расследования. В 2009 году таких нарушений было установлено 95 182, динамика составила + 51,8%. Только в период с января по сентябрь 2011 года выявлено 137 074 нарушений законов, в том числе при производстве следствия и дознания 28 630, вынесено 2097 прокурорских представлений.
В 2010 году в России органами прокуратуры в связи с нарушениями соблюдения прав и свобод личности выявлено: 3 389 456 нарушений (из них из-за вынесенных незаконных правовых актов – 313 349); рассмотрено судом, удовлетворено или прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора 678 337 исков, заявлений, на сумму 9 036 639 рублей. Только на досудебной стадии уголовного судопроизводства выявлено 2 524 399 нарушений прав и свобод личности (из них в отношении несовершеннолетних 30 124).
На то, что проблема обеспечения прав личности в ходе досудебного производства, при применении к ней мер процессуального принуждения, носит актуальный характер, указывает и тот факт, что жалобы, направляемые в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в связи с нарушением права человека на свободу и личную неприкосновенность, закрепленную в ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, носят крайне распространенный характер. Число де указанной категории, находящихся на рассмотрении ЕСПЧ, в 2006 году составляло 82 100, к 2011 году увеличилось до 250 000, т.е. средний прирост дел в год составляет в среднем почти 42 000 [3].
Следует отметить, что в уголовном судопроизводстве вопрос о защите прав личности имеет наибольшую актуальность, научно-практическое значение, поскольку именно в ходе досудебного производства чаще всего нарушаются права и свободы личности в силу особенностей данного этапа производства по уголовным делам (ограниченность гласности, состязательности, доступа к необходимой для защиты прав информации и т.д.). Проблема установления баланса между публичными и частными интересами является крайне актуальной в ходе досудебного производства, применении мер принуждения, принятии иных процессуальных решений. Разработка четких, емких и максимально эффективных законодательных средств защиты прав лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, основанная на глубоком теоретическом анализе, является необходимой и актуальной.
Важным направлением уголовно-процессуального законотворчества является ликвидация пробелов в правовом регулировании производства по уголовному делу. Необходимо также устранение правовой неопределенности, неточности в уже действующих нормах уголовно-процессуального законодательства. Они порождают трудности для правоприменителей, способствуют различным злоупотреблениям со стороны должностных лиц, ущемляют права личности.
Сущность уголовного процесса заключается не только в направленности уголовно-процессуальной деятельности на изобличение действительно виновных в совершении преступлений, но и в обеспечении законного правового характера данной деятельности. Именно сущность российского уголовного судопроизводства должна быть основным критерием разумности, полезности и перспективности соответствующих изменений и дополнений. Возникла потребность на основе комплексного подхода представить вопросы обеспечения прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, других участников уголовного судопроизводства, в виде единой системы норм, образующих соответствующий институт в уголовном судопроизводстве.
Уголовно-процессуальное законодательство должно быть современным, эффективным, отражать и защищать интересы государства, общества и отдельного человека. Необходимо уделять больше внимания демократизации уголовно-процессуальной процедуры и ее подчинению задаче защиты прав, свобод, чести и достоинства личности, ориентации уголовного процесса на расширение возможности активного участия сторон в уголовном судопроизводстве. Законотворчество должно идти рядом с мониторингом правоприменения, с пониманием того, как закон функционирует. Полное и объективное рассмотрение вопросов, связанных с повышением гарантий и прав участников уголовного судопроизводства, будет способствовать формированию чувства справедливости, равенства всех перед законом и судом.
При определении дальнейшего реформирования уголовного судопроизводства, в рамках обеспечения прав и свобод личности, необходимо создать такой порядок расследования, судебного контроля и прокурорского надзора, который в полной мере отвечал бы потребностям современного российского государства, общества и отдельных личностей. Системность, логическая стройность, ясность, недопустимость двусмысленных и расплывчатых формулировок, единство терминологии уголовно-процессуального законодательства – условия дальнейшего успешного преобразования уголовного судопроизводства в интересах личности.
Концептуальные проблемы обеспечения прав граждан в ходе досудебного производства должны рассматриваться в соответствии с тенденциями в изменении правовой идеологии под влиянием общепринятых принципов правового государства, предполагающих последовательную защиту прав человека, расширение гарантий его прав и законных интересов. С учетом либерализации уголовной и уголовно-процессуальной политики, ориентированной на ограничение репрессивной функции и ужесточение контроля над применением мер, ограничивающих права личности, автором анализируется комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием вопроса обеспечения прав личности в ходе досудебного производства.
Автором теоретически разработано и обосновано положение о том, что уголовно-процессуальные гарантии правосудия и прав личности в уголовном процессе составляют единую, взаимосвязанную жесткую систему. Нарушение любого элемента этой системы не только ограничивает права конкретного участника уголовного судопроизводства, но и неизбежно отражается на всей системе, приводит к неэффективности, искажению результата производства по уголовному делу.
Главной задачей науки уголовного процесса, законодателя и правоприменителей является, в первую очередь, определение системы мер, обеспечивающих правовой характер производства по уголовному делу. Необходимо говорить об уголовном процессе, как о средстве, обеспечивающем законный, правовой порядок борьбы с правонарушениями. Соблюдение правового порядка расследования и разрешения уголовных дел, законного и обоснованного применения мер процессуального принуждения, соблюдение равенства прав сторон, является такой же важной задачей, как и раскрытие преступления, изобличение виновных в его совершении лиц, вынесения справедливых и законных приговоров судами. Законодательно необходимо ввести отчетные показатели, которые характеризовали бы соблюдение законности, правового порядка производства по делу и раскрываемость преступлений.
Автором отмечается, что обеспечение прав участников уголовного судопроизводства должно отвечать представлениям о человеке и его правах как о высшей ценности и соответствовать международным нормам в области прав личности, являться составной частью правовой системы РФ. Права и свободы личности и определяющие ее качественные свойства являются непосредственным объектом правовой защиты.
В соответствии с назначением уголовного судопроизводства, его качество и эффективность должны законодательно определяться тем, как фактически защищаются законные интересы общества и государства, всех участников уголовного судопроизводства, обеспечиваются права и свободы личности, потерпевшим возмещается ущерб, нанесенный преступлением.
Под правовыми гарантиями законности и обоснованности ограничения неприкосновенности личности следует понимать совокупность условий, средств и способов, установленных нормами международного, конституционного, уголовно-процессуального законодательства и иными законами, а также осуществляемую на их основе процессуальную деятельность, обеспечивающую личности охрану и защиту ее физической, нравственной и психической неприкосновенности, индивидуальной свободы, свободы действий и личной безопасности от произвольных посягательств в ходе уголовного судопроизводства.
Целесообразно указать на «справедливость при производстве по уголовному делу» как на принцип, как на логическое продолжение сущности назначения уголовного судопроизводства. Под справедливостью при производстве по уголовному делу, в ее процессуальном аспекте автор понимает наличие совокупности процессуальных правил, необходимых для охраны и защиты прав личности в ходе уголовного судопроизводства, а также неуклонное соблюдение указанных прав при производстве по уголовному делу.
Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина представляет собой закрепленное в уголовно-процессуальном законодательстве общеобязательное, руководящее правовое положение по охране прав и свобод личности, наиболее общего характера и прямого действия, включающее в себя комплекс определенных обязанностей государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство.