Конституционный суд Российской Федерации как элемент судебной системы Российской Федерации
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Для ученых, рассматривающих Конституционный Суд РФ как судебную ветвь государственной власти, власть Конституционного Суда носит характер, присущий судам как органам самостоятельной судебной ветви государственной власти. Другие ученые считают, что Конституционный Суд РФ является контрольным органом и его власть носит характер контрольной власти, то есть не является судебной[18].
Конституционный Суд является, наряду с Верховным Судом, высшим органом судебной власти. Его компетенция, носящая специфический, по сравнению с компетенцией других судов, характер, предусмотрена Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - Закон «О Конституционном Суде»). При определении дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, следует исходить из принципа исключительности. На основании анализа Конституции и Закона «О Конституционном Суде» можно определить круг дел, подведомственных только Конституционному Суду, а все остальные дела должны быть закреплены за соответствующими судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с действующим законодательством.
Что касается важности положения, занимаемого Конституционным Судом среди других государственных органов и по отношению к уставным судам субъектов Российской Федерации, сложилось достаточно единое мнение, так как Конституция и Закон «О Конституционном Суде» четко обозначают его компетенцию и границы сферы деятельности. И все-таки считается, что, являясь особым органом судебной власти, Конституционный Суд, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Основного закона, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. в этом выражается его двуединая правовая природа. в свою очередь действующий Закон «о Конституционном суде», по сравнению с предшествующим и прежней Конституцией, не сохранил термин «высший» при определении Конституционного суда. он действительно не является высшим органом в том понимании, что не возглавляет систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, и не является для судебной системы надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией.
Конституционный суд не возглавляет систему нижестоящих судов. в некоторых республиках в составе российской Федерации созданы конституционные суды, однако они не образуют единой системы с Конституционным судом российской Федерации, он не является вышестоящей инстанцией по отношению к ним[19].
Конституционный Суд РФ выполняет различные функции, его основными функциями являются следующие: толкование Конституции, конституционный контроль, защита прав и свобод человека и гражданина, разрешение споров о компетенции, а также содействие законотворчеству, реализация конституционной ответственности, дача экспертных заключений по конституционным вопросам, осуществление учредительно - регистрационных актов по вопросам конституционного значения.
Независимость, состязательность, равноправие сторон, гласность, непрерывность судебного заседания, коллегиальность - всё это принципы, согласно которым действует Конституционный Суд Российской Федерации, состоящий из девятнадцати судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации[20].
С учреждением Конституционного Суда в Российской Федерации проблема конституционного судебного контроля приобрела в России особый вес. Вопросы правового положения данного элемента судебной системы Российской Федерации вызывают большой интерес, также особое внимание уделяется роли Конституционного Суда РФ в делах защиты государственного строя и конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина. Развитие Конституционного Суда в Российской Федерации, укрепление гарантий его независимости и неукоснительного исполнения его решений - неотъемлемая часть мер по формированию правового государства, обеспечению верховенства и высокого авторитета Конституции Российской Федерации.
Актуальность исследования Конституционного Суда Российской Федерации обусловлена также и тем, что орган, который осуществляет конституционный контроль, должен обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции, защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, а также разрешать конституционно - правовые коллизии в процессе формирования правового государства.
В Конституционном Суде РФ нет структурных подразделений, осуществляющих правосудие.
Конституционным Судом РФ рассматриваются и разрешаются дела в заседаниях с проведением слушаний или без проведения слушаний.
Документом, фиксирующим выводы Конституционного Суда РФ по итога разрешения дела в заседании является решение Конституционного Суда РФ Конституционный Суд РФ выносит: постановления, заключения, определения, решения, которые принимаются по вопросам организации деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Главной проблемой эффективности деятельности Конституционного Суда РФ является обеспечение исполнения решений Суда, которые иногда открыто игнорируются как субъектами Федерации, так и ветвями федеральной власти.
Решением данной проблемы является формирование такого общественного сознания и правовой культуры, при которых ни у одного органа государственной власти, должностного лица или гражданина не возникнет желания действовать вопреки этому решению. Формирование общественного сознания и правовой культуры станет лучшей гарантией выполнения решений Конституционного Суда в полном объеме и в короткие сроки.