Правовое регулирование: понятие, типы, стадии правового регулирования
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие с помощью правовых (юридических) средств на поведение людей и общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки:
1) это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так общесоциальные интересы;
2) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
3) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена средствами государственного воздействия.
Т.о. предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-правовому воздействию и в конкретных условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений определенных субъективных прав. Этот способ называется управомочивающим. Второй способ — обязываниесубъектов права совершать какие-либо действия. Третий способ - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних). Этот способ называется запрещающим.
В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным.
Типы правового регулирования обусловливают методы правового воздействия на общественные отношения. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного (диспозитивного) регулирования исходит из правового равенства сторон правоотношения и построен на согласовании ими взаимных интересов и субъективных прав, а также на координации государством целей и интересов сторон правоотношений. Метод централизованного (императивного) регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.
Правовое регулирование это длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей в процессе создания права, а также в ходе его воплощения в жизнь.
Первая стадия правового регулированиязаключается в создании его нормативной основы. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей. На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное воздействие права.
На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей субъектов права.
Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, фактическим осуществлением тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении), которые возникли на второй стадии правового регулирования.
Механизм правового регулирования:
Понятие и основные элементы
Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования — обеспечить свободное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак). Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового обеспечения.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
5) охранительный правоприменительный акт (в случае правонарушения).