Политические партии как субъекты политической системы
В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитет, которые к тому же всегда используют силу организации. В качестве такой силы могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов.
Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается:
– в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;
– в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;
– в снятии ее внутренних противоречий.
Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни.
Макс Вебер выделял в развитии партий как субъектов политической деятельности три периода:
• в XVI–XVII вв. в Европе партии – это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;
• в XVIII–XIX вв. – это уже политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни;
• в XIX–XX вв. формируются современные массовые партии. Их типы зависят от характера основной ориентации, способа выражения и представления частного интереса той или иной социальной группы на уровне всеобщего интереса, проблем социальной целостности.
В движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей.
Господство в деятельности организации частных интересов, нарастающий их разрыв с интересами социальной целостности или противопоставление им ведут к возникновению групп давления. Это различные лоббистские группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы определенных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных).
Понятие и признаки права
Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.
Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
Нормативность. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей. Нормативность выражается в том, что право действует как типовой регулятор.
Интеллектуально-волевой характер права. Право не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.
Формальная определенность. Составляющие право нормы всегда закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.
Общеобязательность. В отличие от других социальных норм, право представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).
Системность. Право представляет собой сложное системное образование, состоящее из элементов, связанных определенными отношениями и взаимодействующих друг с другом.
Процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.
Функции и ценность права
Право имеет социальное значение, что выражается в его ценности для общества. Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.
Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.
Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений.
В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности.
В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.
В-пятых, на правовой основе формируются институты правового государства и гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, функционирование средств массовой информации и т.д.
Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Функции права – это основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.
Право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде функций.
Регулятивно-статическая функция
Регулятивно-динамическая функция
Охранительная (или регулятивно-охранительная) функция
Воспитательная функция
Оценочная функция
Принципы права
Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые).
Общие принципы права - принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты. К ним относятся принципы социальной справедливости, гуманизма, принцип равноправия, законности в праве, единства юридических прав и обязанностей, принцип демократизма.
В процессе развития права сложились правовые аксиомы, которые следует отличать от принципов права.Правовые аксиомы – это юридически значимые положения, принимаемые без особых доказательств в силу признания их истинности и практической целесообразности.В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; никто не может быть судьей в собственном деле и др.