Политические партии как элемент политической системы.

1. Происхождение, сущность, типология и функции политических партий.

Генезис понятия. Древние римляне использовали понятие «partis» для обозначения любых устойчивых группировок (политических, литературных, религиозных, преступных, и т.д.). В средние века знатоки латыни продолжили эту практику. В Италии времен Ренессанса термин «партия» закрепился за политическими группировками, боровшимися между собой за власть. В Англии XVII века тот же термин получил респектабельное звучание – появились первые парламентские партии: «тори» (изначально сторонники абсолютизма – позже консерваторы) и «виги» (изначально противники абсолютизма – позже либералы).

С конца XVIII века к политической борьбе подключались все более широкие народные массы. Группировок, жаждущих власти, становилось все больше, и каждая из них предпочитала именоваться партией ‑ либо в солидном стиле «английского парламентаризма», либо в воинственном духе «классовой борьбы» во Франции. С завоеванием всеобщего избирательного права партийное строительство достигло своего апогея ‑ существование партий было закреплено и подробно регламентировано законами.

Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. .

Основными признаками политической партии являются:

а) цель, суть которой в завоевании и осуществлении политической власти;

б) организация, то есть объединение людей, базирующегося на добровольных началах, имеющего свою программу и устав;

в) определенная идеология, система общих ценностей и норм;

г) социальная база.

Каждый из этих признаков является необходимым для определения того, что мы называем партией.

Вся деятельность партий так или иначе связана с выполнением определенных функций.

Основными функциями политических партий являются:

- сплочение политически активных людей и создание ядра для сплочения значительной части общества;

- выражение и обоснование общественно значимых идей и (или) значительных общественных интересов;

- политическое просвещение и формирование общественного мнения;

- изучение государства и общества, а также выработка решений наиболее значимых общественных проблем;

- участие в формировании политической системы и управлении государством, как непосредственно (путем завоевания, удержания и осуществления власти), так и опосредованно (путем оппозиционной борьбы с власть предержащими), как самостоятельно, так и в коалиции с другими партиями;

- подготовка и выдвижение кадров для государственной, партийной и иной общественной деятельности.

Существует великое множество критериев классификации современных политических партий, в том числе:

- по причастности к власти (правящие - оппозиционные, либо парламентские - непарламентские);

- по типу идеологий (идеологические - религиозные - беспринципные - оппортунистические);

- по сути отстаиваемых доктрин (либеральные - социал-демократические - коммунистические - и т.д.);

- по отношению к переменам (прогрессивные - консервативные, а точнее консервативные - реформистские - революционные - реакционные);

- по социально-классовой сущности (буржуазные - пролетарские - мелкобуржуазные - аристократические, либо работодателей - рабочих - крестьян - ремесленников и т.д.);

- по внутреннему режиму (демократические - авторитарные - тоталитарные, а также централизованные - децентрализованные (полицентрические));

- по открытости (подзаконности) деятельности (легальные - нелегальные - полулегальные);

- по национальному признаку (националистические - интернациональные, или германские - российские - белорусские - т.д.);

- по половозрастным признакам (мужские - женские - молодежные - пенсионерские - т.п.);

- по источникам финансирования (самофинансируемые - опекаемые ‑ субсидируемые).

У наших политологов пользуется популярностьюклассификация партий, предложенная М. Дюверже:

- кадровые (на постоянной основе работает только руководящий состав и представители партии в госорганах, в остальном ‑ аморфность свободного членства);

- массовые (уставное членство, заметное идеологическое и организационное единство ‑ такие партии объединяют своих членов, как коммерческие компании своих работников);

- строгоцентрализованные (жесткая идейная и организационная дисциплина, сродни армейской).

Еще одно не менее модное деление позаимствовано из практики Революционного Конвента Франции:

- правые (консервативные) партии;

- левые (прогрессивно-революционные) партии;

- центр (балансирующие, в целом реформистские).

2. Особенности процесса становления многопартийности в Республике Беларусь.

В истории Беларуси было несколько попыток создания национальной партийной системы, каждая из которых обернулась полным крахом:

- в 1905-1919 гг. на белорусской земле активно создавались ячейки наиболее мощных партий Российской империи, а также собственные националистические партии, стремившиеся к государственному самоопределению Беларуси, но этот процесс был полностью уничтожен большевиками;

- в 1919-1941, 1944-1991 гг. в БССР создавалась однопартийная система ‑ всевластие коммунистической партии, дважды мгновенно рухнувшая (при немецкой оккупацией в 1941 году и после запрещения КПСС-КПБ в 1991 году);

- в 1941-1944 гг. национал-социалисты Германии стимулировали создание националистических партий Беларуси под эгидой НСГРП (Национал-социалистической германской рабочей партии), но освобождение Беларуси смело нацизм;

- с 1991 года в Беларуси создается многопартийная система, которая, достигнув апогея в 1994-1996 годах, усохла после введения абсолютной президентской власти в ноябре 1996 года.

В отличие от большинства постсоциалистических стран, в Беларуси не сложилась устойчивая партийная система с более-менее значимым участием партий в управлении государством. Хотя первые парламентские выборы в суверенной Беларуси (1995-1996) дали партиям более половины мест в парламенте, а позже в партийные фракции вошло около 2/3 избранных депутатов. Однако дальнейшее развитие партийной системы было прервано в ноябре 1996 года.

В настоящий момент:

- в белорусском парламенте отсутствуют оппозиционные партии и партийные фракции вообще (нет даже так называемой «партии власти»), а единичные представители пропрезидентских партий никак не проявляют свою партийную принадлежность. Хотя избирательное законодательство формально стимулирует создание политических объединений, предоставляя партиям право выдвигать кандидатов в депутаты без сбора подписей;

- среди граждан Беларуси доминируют антипартийные настроения, ни одна партия не имеет и пятипроцентной поддержки среди избирателей;

- белорусские партии малочисленны (причем их численность последние годы неуклонно снижается) и представляют собой нечто среднее между политическими клубами и резервациями (белорусские политологи называют «протопартиями»);

- оппозиционные партии и их антипрезидентские коалиции внесистемны, слабы и неустойчивы, их влияние на общественное мнение мизерно;

- власть абсолютно не считается с оппозицией, а оппозиция не признает официальную власть и опирается на зарубежную поддержку.

Потенциальным кандидатом на роль партии власти некоторые политологи считают общественное объединение «Белая Русь», созданное в 2004 году как областное объединение и преобразованное в республиканское в ноябре 2007 года. Во главе этой организации стоит Министр образования Радьков. Многие члены обеих палат белорусского парламента – члены этого объединения.

Министерство юстиции БССР приступило к регистрации ныне действующих партий и политических объединений в 1991 году. За это время было зарегистрировано 43 различные партии, из которых к началу 2010 года осталось только 15.

До Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 года «О политических партиях» они создавались и действовали на основании законов СССР и белорусских подзаконных актов. Теперь по закону для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.

Справка: По состоянию на 1 января 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано: 15 политических партий, имеющих 994 зарегистрированных оргструктур (68 областных, 359 районных, городских и 567 первичных).


Наши рекомендации