Понятие органов государства, их классификация

Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата (механизма государства – некоторые считают понятия равнозначными) обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Особенности:

– органы государства это определенные элементы, составные части государственного аппарата.

– это относительно самостоятельные обособленные части государственного аппарата, то есть каждый орган государства представляет собой определенную государственную организацию и занимает определенное место в структуре государственного аппарата.

– органы государства это такие элементы государственного аппарата, которые обладают определенными властными полномочиями – компетенцией (право того или иного органа государства решать определенные государственные и общественные вопросы).

– органы государства это такие части государственного аппарата, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Вместе с тем не следует отождествлять функции государства и функции органов государства, так как каждый орган государства осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких функций.

С учетом порядка образования (формирования) органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума). Вторичные (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами.

С учетом сферы действия органы государства подразделяются на высшие и местные. Высшие действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

С учетом принципа разделения властей органы государства (органы государственной власти) подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. К законодательным органам относятся высшие представительные органы государственной власти. Эти законодательные органы (парламент) принимают и издают законы. Исполнительные органы, это правительство, министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов. Судебные органы – различные суды, которые осуществляют правосудие посредством судопроизводства. Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает как правило всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.

По характеру компетенции гос. органы бывают общей компетенции и специальной компетенции. К органам общей компетенции, например, можно от­нести правительство, поскольку оно решает широкий спектр вопросов. Правительство участвует в осуществ­лении всех функций государства.К органам специальной компетенции можно отнес­ти министерства, которые осуществляют один вид дея­тельности, выполняют одну функцию государства, напри­мер, министерство юстиции.

По порядку осуществления компетенции можно выде­лить коллегиальные и единоначальные государственные органы. К коллегиальным органам относится парламент. К единоначальным органам относится президент.

По срокам полномочий выделяются постоянные и вре­менные органы государства. Постоянные органы государства создаются без ог­раничения срока действия. Временные органы создаются для выполнения крат­косрочных задач и для достижения краткосрочных целей

24.Разделение властей. Система "сдержек и противовесов"

В Конституции, Основном Законе гос-ва, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.Суть его содержится в том, что:1) демократический политический режим может установиться в определенном гос-ве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми гос-венными органами;2) выделяют три основные функции гос-венной власти: законодательную, исполнительную, судебную;3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами гос-венной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного гос-венного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый гос-венный орган в процессе реализации одной из трех функций гос-венной власти взаимодействует с гос-венными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации гос-венной власти в современном демократическом гос-ве.В частности, на федеральном уровне организации гос-венной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов (разделение компетенции между органами гос-венной власти, обеспечивающее их взаимный контроль) в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов гос-венной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в гос-ве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в гос-ве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган гос-ва, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей гос-венной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

Государственная служба


ГС РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: 1.РФ; 2.федеральных ОГВ, иных федеральных гос. орг. субъектов РФ; 3.ОГВ субъектов РФ, иных ГО субъектов РФ; 4.лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных ГО; 5.лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий гос. органов субъектов РФ.
Гос. служба- профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий гос. органов.
Система: гос.гражд (м.б в суб), правоохр, военная
Государственная гражданская служба - вид ГС, пс проф. служебную деятельность граждан на должностях гос. гражд. службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных ГОS РФ, лиц, замещающих гос должности РФ, и лиц, замещающих гос должности суб РФ.
Военная служба - вид федеральной ГС, пспрофслужеб деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных ФЗ и (или) НПА Президента, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба - вид федеральной ГС, представляющий собой профслужеб деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в гос органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Принципы: 1)федерализм, обеспечивающий единство системы ГС и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий м/ федеральными ОГВ и ОГВС РФ;2) законность; 3) приоритет прав и свобод ЧиГ, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; 4)равный доступ граждан к государственной службе; 5) единство правовых и организационных основ гос. службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации ГС; 6) взаимосвязь гос. службы и муниципальной службы;7) открытость гос. службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности гос. служащих; 8)профессионализм и компетентность гос. служащих;9) защита гос. служащих от неправомерного вмешательства в их професс. служебную деятельность как гос. органов и должн. лиц, так и ФЛ, ЮЛ.

Наши рекомендации