Понятие и структура государственного аппарата
Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством, на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и отчасти общественными делами.
Аппарат любого государства - это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций - системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов - составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение.
В любой стране сложившийся государственный аппарат - это единая целостная (общая) система. Она, в свою очередь, состоит из ряда частных систем. Каждая такая система включает однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности государственные органы.
Наиболее важные частные системы современного государственного аппарата следующие: система органов законодательной власти, система органов исполнительной власти, система органов судебной власти, система органов прокуратуры.
В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы гос. управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы гос. управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию гос-в — субъектов федерации. Это — правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при советах министров, ведомства.
К местным органам гос. управления относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, т.п.). В их число входят исполнительные комитеты Советов, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрация фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы гос управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров, исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей гос управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, отделы исполкомов, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями гос. управления.
Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. Но, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства. Например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов. В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.
Значительную роль в гос. механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами гос. управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.