Государственный орган: понятие, характеристика, признаки. Классификация органов государства.

Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Орган государства есть юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть государственного механизма, которая состоит из государственных служащих, наделенных властными полномочиями и материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Признаки органа государства:

1) он представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

2) образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов);

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

Виды:

- по форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы;

- по способу формирования – на выборные (парламент, президент) и назначаемые (правительство);

- по принципу разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные;

по иерархии – на федеральные, республиканские и местные;

по срокам полномочий – на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные(создаются для достижения краткосрочных целей);

- по порядку осуществления компетенции – на коллегиальные (ГД) и единоначальные (президент);

- по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

- по характеру компетенции – на органы общей (правительство) и специальной компетенции (министерства) и т.п.

Понятие и виды юридической ответственности.

ВАР ЭТО ДИКТОВКУ КЕСА,К ОГДА ОН НАС ПЕРЕД ГОСАМИ СОБРАЛ

Юридическая ответственность –состояние по обязательному претерпеванию неблагоприятных последствий морального, материального, физического характера, за совершенное правонарушение.

Юр. ответственность наступает:

- Материальная (имущественная) - Личностная (физическая) – Административная (в сфере управления) – Дисциплинарная (в сфере трудовой деятельности)

Юридическая ответственность— применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность имеет следующие признаки:

1)наступает только за те деяния, которые предусмотрены законом;

2)налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;

3)налагается компетентными государственными органами в ходе определенной законом процедуры;

4)влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя;

Различают ответственность:

уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру;

административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;

гражданскую— наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

дисциплинарную— наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

Понятие и признаки права.

Право-это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее адресатам субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.

Право- это регулятор общественных отношений.

Признаки права.

1. Государственно-властный характер. Право устанавливается (или санкционируется) государством.

2. Общеобязательность. Правило поведения, обязательно для всех.

3. Формальная определенность. Она предполагает структурно-логическую завершенность и точность, недвусмысленность изложения содержания предписания, внешне выраженного в официально признанном акте (законе, указе и т.д.).

Состав правонарушения.

Состав правонарушения– это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

Элементы состава правонарушения:

1) объект правонарушения – то, на что направлено противоправное деяние. Выделяют общий объект правонарушений – общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом и непосредственный объект – конкретные права и интересы субъектов права, государственный строй, те предметы материального мира, на которые осуществляется непосредственное посягательство, и другие элементы, составляющие структуру нарушаемого отношения;

2) объективная сторона правонарушения – внешняя сторона противоправного деяния. Она включает в себя:

а) действие или бездействие;

б) вред, причиненный деянием;

в) необходимую причинную связь, закономерно существующую между деянием и наступившим вредом, а также время, место, обстановку, способ, орудия и средства совершения правонарушения;

3) субъект правонарушения – вменяемое, деликтоспособное, достигшее определенного возраста лицо, а также социальная организация;

4) субъективная сторона правонарушения выражается в вине, а также мотивах и целях совершения правонарушения. Вина – это психологическое отношение лица к совершенному правонарушению. Она выступает в форме умысла и неосторожности.

Наши рекомендации