По волевому признаку: события и действия.
1) События -это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут абсолютными (полностью независимыми от воли людей - буран, наводнение) и относительными (вызванными деятельностью людей, но независимыми от породивших их причин - техногенные катастрофы).
2) Действия -это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются на правомерные(соответствуют предписаниям нормы) и неправомерные(нарушающие правовые предписания).
3) Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяют правовые состояния(состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке).
Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты(факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий - приговор суда) и юридические поступки(факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но вызывают их - признание долга).
Неправомерныедействия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные;
3. по продолжительности действия: кратковременные(штраф) и длящиеся. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства);
4. по количественному составу: простыеи сложные.
5. По значению: положительныеи отрицательные.
Положительныепредставляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (достижение определенного возраста).
Отрицательные, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом.Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.
Фактический состав - эᴛᴏ система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий (возникновения, изменения или прекращения правоотношений).
Различают фактические составы завершенные(когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные(когда еще продолжается накопление необходимых фактов), простые(когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные(когда входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).
39. Реализация норм права: понятие и формы
Реализация права - это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.
Формы реализации права:
1. По характеру правореализующих действий и виду реализуемых норм:
использование - осуществление субъектами права своих прав, реализация управомачивающих норм права (студент использует конституционное право на образование);
- исполнение - обязательное совершение действий, предусмотренных обязывающими нормами права (солдат срочной службы исполняет воинскую обязанность);
- соблюдение - воздержание от совершения запрещенных нормами права действий (большинство граждан соблюдают правовые запреты, не совершая правонарушений).
2. По субъекту реализации норм права:
- индивидуальная реализация - уплата налога;
- коллективная реализация - использование избирательного права на выборах;
3. По уровню реализации норм права:
- реализация задач и принципов права (общих установлений, нетипичных норм); например, реализация принципа справедливости при назначении наказания;
- реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; например, реализация конституционных прав, свобод и обязанностей человека;
- реализация конкретных норм права в рамках правоотношения, например, назначение наказания за преступление, предусмотренное санкцией статьи уголовного кодекса.
Различают три способа реализации права: 1)непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2)опосредованный, когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3)договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.
Особая форма реализации права - правоприменение. Это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм в конкретных жизненных случаях путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний (правоприменительных актов).
Таким образом, виды реализации норм права определяются в зависимости от характера действий, субъекта и уровня реализации.
40. Применение норм права: понятие, признаки и принципы. Функции и предпосылки применения правовых норм.
Применение права — одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.
Применение права — это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:
1. Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
2. Охрану и защиту права от нарушения.
На этом основании в литературе выделяют две формы применения права:
1. Оперативно-исполнительную;
2. Правоохранительную.
1. Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.
2. Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.
Функции применения права. В юридической литературе правильно отмечается, что процессу правоприменения присущи следующие функции:
1. Правообеспечительная — наиболее наглядно эта функция проявляется в конфликтных ситуациях, при неисполнении юридических обязанностей. Для нее характерна узкая задача — обеспечить выполнение правовых предписаний, сделать веление права безусловным, обязательным к исполнению;
2. Функция индивидуального регулирования: в процессе применения определяются права и юридические обязанности конкретных субъектов права, объем юридической ответственности. Норма права — это всего лишь модель. Акт применения — действие в соответствии с этой моделью. Здесь решается задача конкретизации общего правила поведения, но иногда и осуществляется правовосполнение (в случаях применения права по аналогии).
41. Стадии правоприменения и их содержание.
Правоприменение – состоит из многих стадий, которые располагаются в определенной последовательности:
1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии должны быть проанализированы фактические обстоятельства с достаточной полнотой и достоверностью. Необходимо здесь проанализировать всю юридически значимую информацию, относящуюся к делу.
Она начинается с определения круга фактических обстоятельств, необходимых для решения дела. Эти факты устанавливаются в законном порядке и называются юридическими доказательствами (сведения о фактах, сами факты и источники сведений о них). Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания (в теории доказательств необходимо соблюдать требования об относимости, допустимости и достаточности доказательств). Юридические факты образуют основу применения норм права. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность правоприменения. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для разрешения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.
2. Выбор и анализ норм права, подлежащих применению в конкретном деле (установление юридической основы дела). На этой стадии происходит юридическая оценка выявленного фактического состава (правовая квалификация). Правовая квалификация отвечает на вопрос, на основе какой нормы права должен быть разрешен конкретный случай. Далее устанавливается подлинность (достоверность) ее текста, для этого норма права сверяется с контрольным текстом закона, выбирается соответствующая отрасль права, институт и норма права, регулирующие данное правоотношение, определяются пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняется смысл и содержание юридических предписаний.
Каждая норма права должна быть проанализирована, чтобы установить – сохраняет ли она юридическую силу или нет. Если правоприменительный орган обнаруживает, что исследуемый случай предусматривается двумя или несколькими нормами права, противоречащими друг другу, возникает коллизия правовых норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:
– если конкурирующие нормы изданы разными органами государственной власти, то действует норма, исходящая от вышестоящего органа;
– если конкурирующие нормы изданы одним и тем же органом, то действует норма, изданная позже:
– при коллизии между нормой федерального и республиканского закона – необходимо применять норму федерального закона:
– в случае коллизии между общей и специальной нормой – применяется специальная.
На этой стадии завершается процесс изучения конкретных норм права. В ходе толкования или анализа нормы права устанавливается ее действительный смысл. Правильная квалификация фактических обстоятельств дела необходима для вынесения решения компетентным органом.
3. Вынесение решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц.
На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, в котором в итоговой (резолютивной) части излагаются выводы решения. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного характера (имеющего официальное значение) проявляется сущность применения права, тогда как предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения дела. Перед вынесением решения по делу необходимо исследовать обстоятельства дела правильно и с достаточной полнотой. Вынесение решения по конкретному делу не может ограничиваться чисто формальным подведением фактических обстоятельств дела под требования нормы (зафиксированные в гипотезах норм права). Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц осуществляется или сразу после вынесения решения или по истечении установленного процессуальными нормами срока. На этой стадии процесс применения норм права завершается и начинается реализация акта применения нормы права (исполнительное производство, которое детально регулируется процессуальным законодательством, отдельными законами). Решения должны быть в обязательном порядке исполнены, кроме случаев, когда исполнение решения приостанавливается, откладывается или прекращается в связи с наступлением определенных обстоятельств, изменением обстановки, принятием нового законодательства, которое устраняет наказуемость действия (бездействия) и т.д. В любом случае, контроль за исполнением решений ложится на компетентные государственные органы (суд, прокуратуру и др.).
42. Акты применения норм права: понятие, признаки, виды.
Акт применения права -это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.Признаки:
- Они издаются компетентными органами или должностными лицами.
- Строго индивидуальны, то есть, адресованы определенным лицам, этим они отличаются от нормативных актов.
- Направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.
- Их реализация обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права - документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
- Могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд или иной госорган. При этом, подача жалобы приостанавливает действие акта до решения вопроса судом или иным властным органом.Виды:
1. по форме:- приказы;-постановления;-указания;-представления;-резолюции;
- протоколы; - решения; - разрешения; - предупреждения; - приговоры;
- определения; - распоряжения.
2. по субъектам, осуществляющим применение права:
- акты госорганов и общественных организаций; - акты главы государства (Президента); - акты федеральных органов власти и управления; - акты органов власти и управления субъектов; - акты органов: правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; акты коллегиальные и единоличные.
3. по функциям права:
- регулятивные (приказ о повышении по службе);
- охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела).
4. по юридической природе:
- основные (выражают конечное решение по делу - приговор, решение суда);
- вспомогательные (подготавливают издание основных - постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).
5. по предмету правового регулирования:
- гражданско-правовые; - уголовно-правовые; - конституционно-правовые;
- административно-правовые.
6. по характеру: -материальные;-процессуальные.
В зависимости от действия во времени:- акты однократного действия (наложение штрафа);- длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии).
Правоприменительные акты - документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из 4 частей.
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта).
Форма правоприменительного акта может быть:
- текстовой (решение суда);
- устной (требование контролера выплатить штраф за безбилетный проезд);
- резолютивной (краткая надпись на материалах дела: «разрешить», дата, подпись должностного лица);
- в виде конклюдентных действий (требование регулировщика дорожного движения, выраженное жестами).
43. Структура правоприменительного акта, соотношение его с нормативным правовым актом.
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.