По юридической силе: законы и подзаконные акты.

Закон - это НПА, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (ГосДума) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений. Виды законов:

Конституция - это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

ФКЗ - регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно (ФКЗ «О Государственном флаге», «О судебной системе»).

ФЗ - правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений (ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К ФЗ относятся и кодексы. Кодекс - это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (ТК, ГК, КоАП, СК).

Законы субъектов - это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта (Закон города Москвы «О транспортном налоге»).

Подзаконные акты - это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Виды подзаконных актов:

1) Указы и распоряжения Президента («О награждении госнаградами»);

2) Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

3) Ведомственные - это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Минфин и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

4) решения и постановления местных органов госвласти;

5) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (правила внутреннего трудового распорядка).

Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики. В континентальной системе права судебные акты не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Действие нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы. Нормативный акт вступает в силу:

1. При указании даты вступления;

2. При указании в акте соответствующего обстоятельства (с момента подписания, с момента опубликования);

3. При применении общих правил. ФКЗ и ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования.

Нормативный акт прекращает свое действие вследствие:

1. его официальной отмены;

2. истечения срока, на который он был издан, если носил временный характер;

3. замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения.

Обратная сила закона- это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны. Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

- уровня госоргана принявшего данный акт; - юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

- на территорию всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов власти и управления);

- на территорию субъекта (акты органов госвласти и управления субъекта, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие общефедеральных законов);

- на территорию указанной в самом акте;

- на локальную территорию (предприятие, учреждение).

Действие нормативных актов по кругу лиц - нормативный акт действует на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от их гражданства. Исключения:

- некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания (главы государств, послы);

- лицо, совершившее преступление против государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения;

- согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы, если гражданин РФ совершит преступление на территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступлением в той стране;

- иностранные граждане не подпадают под действие некоторых нормативных актов (о госслужбе, о выборах).

28. Нормы права: понятие, признаки, виды. Структура и способы изложения норм права.

Норма права -это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Признаки нормы права:

1. Общеобязательность;

2. Формальная определенность -выражается в письменной форме в официальных документах;

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливается госорганами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

4. Неперсонифицированность -она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физ. и юр. лицам;

5. Системность,т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Классификация норм права:

1) в зависимости от содержания:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (декларативные нормы, провозглашающие принципы, содержащие определения юридических понятий);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо вид общественных отношений с учетом их особенностей (детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - конституционные, гражданские, административные, земельные;

3) в зависимости от их характера: материальные (уголовные, экологические) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия: постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций: регулятивные(предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется: общераспространенные (действуют в отношении всех граждан - Конституция) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся);

8) в зависимости от сферы действия: общефедеральные(действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов) и локальные(действуют на территории предприятия, учреждения, организации);

9) в зависимости от юридической силы: законы и подзаконные акты;

10) в зависимости от способа правового регулирования: управомочивающие(предоставляют возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывают лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату) и запрещающие (не разрешают производить определенные действия, например нарушать ПДД, совершать хищения);

11) в зависимости от субъектов правотворчества: нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо ОМС).

29. Система права: понятие, признаки, элементы. Предмет и метод правового регулирования.

Система права – совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующаяся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Признаки системы права:

- Объективность системы права выражается в том, что ее структурные элементы выражают объективно складывающиеся общественные отношения

- Согласованность и иерархичность системы права находит выражение в том, что нормы права и другие институты находятся в разных по юридической силе НПА, не противоречивы и дополняют друг друга.

- Дифференцированность – данный признак выражается в том, что нормы права, отрасли права регулируют разные, отличающиеся друг от друга общественные отношения.

Признаки:

1. носит объективный характер (отражает ре­ально существующие общественные отношения, она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами);

2. представляет собой единое целое, в кото­ром нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга;

3. имеет определенную структуру и подразделяется на относительно самостоятельные части (первичным элементом системы права является норма права);

4. характе­ризуется устойчивостью правовых положений, но и не лишена разумного динамизма.

5. ие­рархичность.

6. ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство.

Элементы системы права: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) суб­институт.

Норма права есть первичный структурный элемент права, конкретное единичное правило поведения. Благодаря своему универ­сальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уров­ни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Норма права са­мостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения.

Инсти­тут права – это обособленная группа норм права, регулирующих общественные от­ношения конкретного вида, образует обособленную часть отрасли права (напр., институт права собственности).

Отрасль права – это совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Подотрасли – регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью (напр., патентное право, наследственное право).

Субинституты – бо­лее мелкие самостоятельные образования внутри сложного института (неустойка в поставке).

Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внут­реннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

1) диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

2) императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;

3) рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;

4) поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих.

Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

30. Публичное и частное, материальное и процессуальное право.

Публичное правоэто совокупность отраслей права, регулирующая отношения в сфере госвласти и выражающая интересы государства и общества. Использует преимущественно:

- императивный методправового регулирования, который предусматривает единственно возможный вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений власти и подчинения;

- разрешительный типправового регулирования: запрещено все, что не разрешено.

К публичному праву относятся: конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, экологическое право, все отрасли процессуального права.

Частное право - совокупность норм, регулирующих отношения между индивидами и выражающих интересы частных лиц. Использует преимущественно:

- диспозитивный методправового регулирования, который предоставляет возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений между равноправными субъектами права

- общедозволительный типправового регулирования: разрешено все, что не запрещено.

К частному праву относятся: гражданское, семейное, трудовое, торговое право.

Разделение права на частное и публичное необходимо для установления пределов вмешательства государства в частную жизнь.

По содержанию все отрасли права делятся на материальные и процессуальные.

Материальное право - это совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения. К нему относятся конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, земельное, семейное право.

Процессуальное право- это совокупность правовых норм, которые обеспечивают действие материального права, регулируя общественные отношения, возникающие при реализации и защите норм материального права. К процессуальному праву относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-правовое право. Процессуальное право гарантирует реализацию норм материального права. Соотношение частного и публичного права:

1) интерес(если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования(если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

3) метод правового регулирования(если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

4) субъектный состав(если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством, либо между госорганами).

5) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого. Публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

2 концепции о соотношении материального и процессуального права. Первая исходит из исключительно обслуживающего характера процессуальных норм, которые имеют вторичный характер. Вторая признает за нормами процессуального права самостоятельное значение. Обладая самостоятельностью ни материальное, ни процессуальное право, тем не менее, не может существовать друг без друга.

31. Система законодательства: понятие и структура. Соотношение системы права и системы законодательства.

Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

Если система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства как внешняя форма права, как система нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены (С.А. Комаров).

Система права характеризует взаимосвязи между ее основными элементами, так же как и система законодательства. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

1. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт;

2. Система права складывается исторически, в соответствии с общественными интересами и отношениями, а система законодательства обусловлена волей законодателя;

3. Система права выступает в качестве содержания, а система законодательства в качестве формы права;

4. Система права имеет первичный характер, является основой системы законодательства. Система законодательства носит производный характер от системы права.

5. Система права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а система законодательства строится по юридической силе (вертикальное строение). В связи с чем в системе законодательства в зависимости от формы государственного устройства выделяются конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты, структурированные по юридической силе.

6. Система права и система законодательства различаются также по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по своему – Общая, Особенная части, разделы, главы, статьи.

Несовпадение системы права и системы законодательства связано с тем, что систематизация законодательства осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соответствующих отраслей права.

32. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.

систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разреше­ния юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое зна­чение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкор­порация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация под­разделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко вто­рой — сборники нормативных материалов по отраслям права, изда­ваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На не­официальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в про­цессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значе­ние. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты ин­корпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодифи­кации;

3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые пра­вила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.

Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее слож­ный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодатель­ства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значи­тельная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатыва­ются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержа­нию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодифика­ции: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

33. Инкорпорация: понятие, виды. Кодификация: понятие, виды, особенности.

Систематизация законодательства - это упорядочение НПА, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется для облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права. Существуют 3 вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

1. Инкорпорация - это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорация низший уровень систематизации предпосылка для кодификации. Ее особенность в том, что в правовое содержание актов не вносятся какие-либо изменения, поэтому содержание таких норм, остается неизменным.

Виды инкорпорации: 1. По юридической силе:

1) Официальная -осуществляется по поручению, от имени уполномоченного органа правотворчества, который одобряет или утверждает подготовленный свод законов. Такое собрание законов наделено официальным характером, на его материалы можно ссылаться в случае правоприменительной или правотворческой деятельности (Собрание законодательства РФ).

2) Полуофициальная - правотворческий орган не производит официального одобрения и утверждения сборников, поэтому не наделены официальным характером.

3) Неофициальная - осуществляется субъектами, не имеющими специальных полномочий (ведомствами, организациями либо частными лицами), поэтому правовой силой не наделяются.

2. По расположению материала:

1) Хронологическая - нормы права расположены последовательно, исходя из даты издания. В таком порядке публикуются подзаконные акты и законы.

2) Систематическая - нормативные акты размещены по тематическим разделам, исходя из содержания.

3. В зависимости от объема охватываемого материала:

1) Генеральная -в собрание включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты субъекта.

2) Частичная -собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам в сфере госдеятельности, отрасли законодательства или правовому институту.

2. Кодификация - это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным госорганом.

Виды кодификации:

- всеобщая формирует сводные кодифицированные акты по главным отраслям законодательства;

- межотраслевая (комплексная)допускает объединение норм права не в соответствии с отраслями, а по принципу регулирования всех категорий общественных отношений (Воздушный кодекс, КТМ);

- отраслевая систематизирует нормы права по какой-либо отрасли или подотрасли;

- специальная (внутриотраслевая)перерабатывает нормы права института или группы институтов.

Результаты кодификации:

Конституция: кодифицированная и не кодифицированная неписанная (совокупность нескольких писаных актов, регулирующих основные вопросы конституционного характера.

Кодекс - единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативный акт. Он имеет сложную структуру и большой объем, делится на части: общую и особенную, разделы и главы (УК, ГК, АК).

Основы законодательства - кодифицированный акт, содержащий концептуальные понятия, цели и задачи правового регулирования, принципы, устанавливающие основные направления регулирования определенной сферы общественных отношений. (Основы законодательства об охране здоровья).

Устав - кодификационный акт, который регулирует деятельность определенных ведомств, министерств, организаций, ту или иную сферу управления (Устав железных дорог, Устав предприятия).

Положение - кодификационный акт, определяющий правовой статус, задачи и компетенцию госорганов и учреждений (Положение о службе в ОВД).

Правила - кодификационный акт, определяющий не правовой статус, а правовой порядок какого-либо вида деятельности (ПДД).

3. Консолидация - это систематизация нормативных актов, при которой объединяются 2 или несколько НПА, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных НПА не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт.

Таким образом, все виды систематизации - это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, не согласованностей.

34. Правоотношение: понятие, признаки, виды, предпосылки возникновения. Состав правоотношения: понятие и основные элементы.

Правоотношение – это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые государством.

Предпосылки возникновения правоотношения:

1. Юридические предпосылки:

- наличие нормы права;

- наличие юридического факта - конкретного жизненного обстоятельства, на основе которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение;

- правосубъектность лиц, вступающих в правоотношение (их правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).

2. Социальные предпосылки: фактические отношения, возникающие в обществе и требующие юридического закрепления

Виды правоотношений

1) По отраслевой принадлежности:а) конституционно-правовые, б) гражданско-правовые и т.д.

2) По правовой природе: а) частно-правовые, б) публично-правовые

3) По функциям права: а) регулятивные, б) охранительные

4) По характеру: а) материальные, б) процессуальные

5) По составу участников: а) простые (между двумя участниками, б) сложные (три и больше участников)

6) По продолжительности существования: а) кратковременные, б) долговременные

7) По степени определенности участников а) относительные (в них точно определены все стороны правоотношения: лица, управомоченные и лица обязанные),, б) абсолютные (в них точно определена только одна сторона – управомоченное лицо. Все остальные стороны правоотношения являются в данном правоотношении обязанными лицами. Они обязаны не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его субъективного права. Например. правоотношение собственности).

Признаки правоотношения:

4) представляет собой юридическую связь между его участниками, которая выражается в их субъективных правах и юридических обязанностях,

5) обеспечено государством, т.е. возможностью применения гос. принуждения к той стороне правоотношения, которая нарушает права другой стороны или не исполняет свои обязанности по отношению к другой стороне.

В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:а) объекты правоотношения;б) субъекты (участники) правоотношения;в) содержание правоотношений:

субъективные права (права субъектов); юридические обязанности. г) основания правоотношений:

правовые нормы юридические факты.

Объект правоотношенияесть то, по поводу чего или ради чего субъекты вступают в правовую связь. В их качестве выступают разнообразные материальные и нематериальные блага. Из множества теорий можно выделить две основные:

Субъект правоотношения – лицо, обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъектностью).

Субъективные права и юридические обязанностиобразуют юридическое содержание правоотношения. Материальное содержание правоотношения представляют собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.

1. Субъективное право – это вид и мера возможного поведения управомоченного лица, которая соответствует юридической обязанности другого лица, а по своей сути – это средство удовлетворения собственных интересов путем совершения определенных действий, требований, притязаний.

35. Понятие и виды объектов правоотношения. Понятие и виды субъектов правоотношения. Правосубъектность.

Объект правоотношения – это то, на что непосредственно направлено действие правоотношения. Объектом правоотношений является действительное поведение его участников.

Объектом правоотношений выступает поведение людей:

1) в имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ;

2) объектом правоотношения, возникающего на основе заключения между двумя организациями договора о поставке продукции, считается деятельность этих организаций, которая выражается в поставке продукции одной организации другой;

3) субъективные юридические права и обязанности возникают не всегда по поводу вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, а именно то, для чего возникает само правоотношение. В юридической литературе можно найти различные трактовки объекта правоотношения.

Два основных подхода к пониманию объекта правоотношения:

1) монистический. Согласно монистической теории объектом правового отношения выступает поведение субъектов, так как именно их поступки могут подвергаться регули

Наши рекомендации