Система принципов правового государства
1. Неукоснительное обеспечение прав и свобод личности.
2. Приоритет человека перед государством.
3. Недопущение монополии на политическую власть.
4. Развитие системы сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти.
5. Развитие системы местного самоуправления.
6.Привлечение широких масс в процесс управления государством.
7. Построение честного и справедливого гражданского общества.
8.Соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
9.Верховенство права и закона над правовыми актами органов исполнительной власти и политической волей отдельных лиц.
10. Наличие взаимной ответственности личности перед государством и обществом и государства перед конкретной личностью.
11. Развитие общественные институтов, формирование высокого уровня правовой культуры и правового сознания, как отдельной личности, так и всего общества в целом.
12.Развитие системы общественного контроля над действиями органов государственной власти.
Основными задачами правового государства на современном этапе его развития являются:
1. Реальное обеспечение и соблюдение прав и свобод личности.
2. Ограничение государственной власти путем развития правовых и общественных институтов.
К инструментам правового государства можно отнести:
1. Систему разделения властей.
2. Гражданское общество.
3. Общественные институты контроля.
4. Нормативное закрепление принципов правового государства.
5. Развитие демократических институтов.
6. Развитие правовой сознательности.
23)Понятие и сущность гражданского об-ва;
Гражданское общество — уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства.
Формирование государства со стороны гражданского общества осуществляется с целью защиты от противников внешних, но и внутренних. Кроме того, за счет этого обеспечивается сбережение моральных устоев, нравственных ценностей, на которых базируется общество и государство. Несмотря на это, основными целями гражданского общества являются:
1. защита жизни и здоровья граждан
2. постоянное обеспечение оптимальными условиями работоспособности в экономических отношениях общества
3. приведение в жизни идеологии, социальных программ, которые смягчают разного рода противоречия, возникающие между людьми и социальными группами.
24)Юридическая ответственность и ее виды:
Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека)
Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:
· опирается на государственное принуждение
· наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;
· воплощается в процессуальной форме.
· выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью
Виды ответственности и меры наказания:
· уголовная - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
· административная - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
· гражданская — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;
· дисциплинарная — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Юридические факты– это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм.
Виды юридических фактов:
1)по правовым последствиям: правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекра-щающие;
2)по наличию волевого элемента: события,которые не зависят от воли и сознания людей, напр. наводнение, и действия,т. е. результат волевого поведения людей. Особая разновидность юридических фактов – сроки,они установлены людьми, но истекают независимо от воли человека. Действия, воля в которых специально направлена на достижение правовых последствий, называются актами.Действия, воля в которых специально не направлена на достижение правовых последствий, называютсяпоступками(например, создание произведения литературы, строительство дома). Акты могут быть индивидуальнымии нормативными.В нормативном акте воля направлена на установление общеобязательного правила поведения, рассчитанного на неоднократное поведение. В индивидуальном акте определяются права и обязанности индивидуально-определенного лица или нескольких таких лиц. Индивидуальные акты могут бытьправоприменительными(напр., приговор суда) и управленческими(напр., распоряжение о строительстве какого-либо объекта). Юридические акты могут и не иметь властного характера, когда издаются частными лицами (как юридическими, так и физическими). В этом случае они называются сделками.Сделки бываютодносторонними(когда в них выражена воля одного лица, напр. завещание, признание иска) и двух– и многосторонними (договоры).Договоры, в свою очередь, могут бытьодносторонне-обязывающими(напр., заем) и двусторонне-обязывающими(напр., кредит).
По юридической природедействия могут быть правомернымии неправомерными:дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты), преступления;
3) по структуре различают простые юридические фактыи сложные юридические составы(напр., для возникновения жилищных правоотношений по договору социального найма наряду с договором необходим ордер);
4) особый вид юридических фактов, длящихся во времени, – правовые состояния,напр. гражданство, брак, родственные отношения.
26. Правосубъе́ктность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.
В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.
Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец.
Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.
Правоспособность и дееспособность — это две стороны одного и того же феномена — правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина).
Разновидностью дееспособности является деликтоспособность, которая представляет собой способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения (деликты). Не совсем верно. Деликтоспособность, как способность лица нести имущественную ответственность в случаях причинения вреда другим лицам, является не разновидностью, а элементом дееспособности. Другим ее элементом является сделкоспособность. Например, согласно нормам ст. 26 ГК РФ несовершенноление в возрасте от 14 до 18 лет ограниченно сделкоспособны (п. п. 1 и 2 ) и полностью деликтоспособны (п.3).
Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой (способность быть субъектом права в определенных социально-правовых отношениях) и специальной (например, правосубъектность юридических лиц).
Исходное правовое положение субъектов характеризуется понятием «правовой статус». Наиболее широким он является у граждан и складывается из правосубьектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Конституции Российской Федерации составляют основы правового статуса личности и являются действующими непосредственно (гл. 2 Конституции РФ). Правовой статус граждан Российской Федерации является равным для всех.
Слово «status» в переводе с латинского означает «состояние», «положение». Тем не менее в литературе предлагается наряду с понятием правового статуса выделять понятие «правовое положение». Такое дополнение имеет смысл, если под «правовым положением» понимать конкретное правовое положение субъекта, которое определяется как его правовым статусом, так и совокупностью конкретных правовых связей, в которых он состоит.
Президент
Президент – глава Российского Государства. В его руках находится очень большая власть. Его главные задачи – охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и свобод граждан. В статье 81 КРФ говорится: “Президент РФ избирается сроком на 4 года гражданами РФ”. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, который постоянно проживал на территории РФ не менее 10 лет. КРФ наделяет президента большими полномочиями. В течении 4 лет президент участвует в формировании правительства. Он представляет в гос. думу кандидатуру на должность председателя ЦБ РФ, в совет федерации – кандидатуру на должность судей, а также кандидатуру генерального прокурора. Также президент РФ назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил РФ. В соответствии со статьей 87 КРФ: “Президент РФ является верховным главнокомандующим Вооруженными Силам”. Президент назначает выборы гос. думы, может распустить ее, назначает референдумы, вносит законопроекты, подписывает и оборудует федеральные законы. Он обращается к федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, может ввести чрезвычайное положение. В особых случаях возможно отрешение президента от должности, для этого гос. дума должна обвинить его в государственной измене, а совет федерации должен принять решение об отрешении его от должности.