Система принципов правового государства

1. Неукоснительное обеспечение прав и свобод личности.

2. Приоритет человека перед государством.

3. Недопущение монополии на политическую власть.

4. Развитие системы сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти.

5. Развитие системы местного самоуправления.

6.Привлечение широких масс в процесс управления государством.

7. Построение честного и справедливого гражданского общества.

8.Соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

9.Верховенство права и закона над правовыми актами органов исполнительной власти и политической волей отдельных лиц.

10. Наличие взаимной ответственности личности перед государством и обществом и государства перед конкретной личностью.

11. Развитие общественные институтов, формирование высокого уровня правовой культуры и правового сознания, как отдельной личности, так и всего общества в целом.

12.Развитие системы общественного контроля над действиями органов государственной власти.

Виды социальных норм:

Учредительные нормы(нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития.Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы(нормы — правила поведения)непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставитсльно-обязывающий характер.В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы(нормы — стражи порядка)фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.Например, в соответствии с ч. 1 ст.83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Обеспечительные нормы(нормы-гарантии)содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст.18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы(нормы-объявления)обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные(нормы-определения)нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы(нормы-арбитры)призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.Так, п. 5 ст.3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы(нормы-инструменты) устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Наши рекомендации