Прекращает свое действие НПА после:

· истечения срока, на который был принят;

· официальной отмены или признания утратившим силу;

· замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавлива­ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

При вступлении в силу международного договора, которому проти­воречат акты внутригосударственного значения или их части, применению подлежать нормы международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

Действие НПА может быть приостановлено правомочным органом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ: Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом).

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени являетсяпринцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия: они распространяются на определенные общественные от­ношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ог­раничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкрет­ным субъектам (действие по кругу лиц).

49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве

Действие актов в пространстве предполагает распространение действия акта на территорию данного государства. В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

· распространяться на всю территорию государства;

· действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

· предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (недра и континентальный шельф (подводная часть материка), внутренние и территориальные води (в пределах 12 морских миль), воздушное пространство над земной и водной территорией и не входящее в состав другого государства), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра­няется на территорию своих посольств, речные и морские суда под флагом своего государства, если они находятся в водах своего государства или в нейтральных водах, и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе. Т.о. этот вопрос тесно связан с проблемой государственного суверенитета и юрисдикцией государства.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин­цип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государ­ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча­стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Иностранное законодательство допускается к применению на тер­ритории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между государствами.

В федеративных государствах общефедеральные акты распро­страняют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъектов федерации действуют в пределах данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и актам органов местного самоуправления. Столкновение актов разрешается коллизионным правом.

Ограничение территориального действия НПА допускается только ФЗ и в тех случаях, когда это обусловлено целями защиты национальной безопасности, жизни и здоровья граждан, охраны природных и культурных ценностей (Закон «О Чрезвычайном положении», Закон «О военном положении» распространяют свое действие на иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц и на российских граждан, юридических лиц и публично-правовые образования).

Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их дей­ствия, по общему правилу, на всех, кто находится на территории дан­ного государства независимо от того, временное это пребывание или постоянное, и являющихся его адресатами.

Однако из этого правила имеются ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определен­ные социальные группы (пенсионеры, военнослужащие, государст­венные служащие) или жители определенных регионов — Крайнего Севера, районов, где объявлено чрезвычайное положение, и др.

Справочно:Предметное действие НПА

Предметное действие НПА состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений. Акты, регулирующие имущественные или личные неимущественные отно­шения, охватывают своим действием частных и юридических лиц и не распространяются на отношения между государственными органами, основанные на властном подчинении. Нормы одной отрасли, как пра­вило, не распространяют свое действие на отношения, регламенти­руемые нормами других отраслей права.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними общие черты.

Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

1)если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, - в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей - уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождение от ответственности). "Отрицательность" иммунитета - его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.

2)целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 г., прямо установлено, что "привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы". Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 г., "Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей". В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 г., "привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций".

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.

3)круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др.

Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты - во многом весьма тесно связанные явления и понятия.

Иммунитеты являются общеправовой категорией, ибо они установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

50. Нормы права: понятие, признаки и виды

Правовая норма- это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Однако правовая норма имеет отличительные особенности.

· она является критерием правомерности поведения субъектов. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

· она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

· Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

· она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права.

Признаки нормы права:

Общеобязательность- норма права предписывает правильный с точки зрения государства и потому обязательный образ поведения для каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Формальная определенность- выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

Системность- быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность.

Представительно-обязывающий характер- представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

Неперсонифицированность адресата означает, что его предписания не имеют конкретного определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, то оно и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

Микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Классификация правовых норм.

Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления ;

общие нормы, которые распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д.

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права)

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (в республиках, краях, областях ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

(Мне понравилась классификация http://www.webarhimed.ru/page-366.html-посмотрите)

51. Логическая структура правовой нормы

Микросистемность и логика правовой нормы. Взаимосвязь элементов нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Общая характе­ристика структурных элементов нормы права.

Микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Взаимосвязь структурных элементов нормы права в литера­туре получила наименование «логическая структура нормы права».

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативноправовых актах.

Логическая норма - это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу, логическая норма обладает полной структурой, то есть включает в себя все три элемента - гипотезу, диспозицию, и санкцию.

Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее, что нужно делать, (то есть само правило поведения), когда это нужно делать, (то есть условия выполнения правила поведения и чем это обеспечено), последствия невыполнения правила - именно эти моменты и оговаривает логическая норма.

Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала, ее элементы «разбросаны» в различных предписаниях, статьях нормативного акта, однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить.

Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.Логическая (словесная) структура нормы права также состоит из трех элементов. Она выражена формулой: "Если..., то..., а в противном случае..." , где: • "если" - условия действия нормы права; • "то" - содержание правила поведения; • "иначе" - неблагоприятные последствия, которые на­ступают за нарушение правила.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.

Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция

1. Гипотеза (предположение)часть нормы права, содержащая в себе указание на те жизненные обстоятельства, при наличии которых следует осуществлять данную норму права. Сами по себе гипотезы неоднозначны. Они могут быть простыми и сложными. В гипотезах охранительных норм, как правило, содержится описание самого правонарушения. В гипотезе регулятивной нормы указываются типичные обстоятельства, с обнаружением которых и связывается момент осуществления, реализации указанной нормы. В общем плане гипотеза нормы права вбирает в себя юридические факты, выполняющие функцию оснований для возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - основной содержательный элемент нормы права, в котором формулируется модель самого правила поведения, т.е. содержится предписание о том, как следует поступать в ситуации, в условиях, предусмотренных в гипотезе данной нормы. По смыслу диспозиция имеет двухсторонний, предоставительно-обязывающий характер: одной стороне предоставляется правомочие (субъективное право), на другую сторону возлагается юридическая обязанность. По своему содержанию диспозиции могут быть определенными и альтернативными. Специфична диспозиция в охранительной норме: заключенное в ней предписание о правиле поведения начинается с "не", т.е. формулируется модель такого поведения, от которого следует воздержаться, ибо оно запрещено.

3. Санкция - 1) обязательная часть нормы права, содержащая указания на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписаний данной нормы. К числу их относятся наказание в виде лишения свободы, штраф, пеня, выговор, изъятие определенных предметов в пользу государства и т.д. Основное назначение санкции - в предупреждении возможности нарушения установленного правила. Она имеет двухсторонний характер: одной стороне - правоохранительному органу - представляет властное полномочие по осуществлению принуждения, кары, на другую - виновное лицо - возлагается юридическая ответственность; 2) предписание уполномоченного лица на разрешение совершать те или иные процессуальные действия (например, санкция прокурора на производство обыска по обстоятельствам возбужденного уголовного преследования).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

Наши рекомендации