Основы конституционного строя Российской Федерации.
Конституция РФ состоит из 9 глав, и первая из них посвящена конституционному строю.
Основы конституционного строя - это система базовых конституционных принципов, закрепляющих основы государственного и общественного строя.
Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание главы 1 Конституции. Они имеют наивысшую юридическую силу.
Нормы-принципы, включенные в главу "Основы конституционного строя", составляют определенную систему и раскрывают:
- основные характеристики Российского государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим);
- экономические и политические основы конституционного строя.
Принципы, составляющие основы конституционного строя, взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же в более широком и более конкретном смысле. Именно поэтому основы конституционного строя необходимо рассматривать как единую целостную систему, а не набор отдельных характеристик Российского государства.
В теории выделяют:
Политические основы конституционного строя Российской Федерации:
Демократическое государство,
Человек, его права и свободы как высшая ценность
Федеративное государство
Республиканская форма правления
Правовое государство
Суверенное государство
Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации:
Экономическая основа
Социальное государство
Духовные основы конституционного строя Российской Федерации
Идеологическое многообразие
Светское государство
1.Демократическое государство.
Ст. 1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Демократия – политический строй, при котором власть принадлежит народу.
Важнейшими признаками демократического государства являются:
а) народовластие,
б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,
в) идеологическое и политическое многообразие,
г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
д) обеспечение местного самоуправления.
В РФ согласно ст. 3 КРФ носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
В РФ был проведен всего 1 референдум, на котором была принята Коснтитуция РФ – 12 декабря 1993 года.
В системе форм прямой демократии выборы занимают центральное место, позволяют демократично и динамично формировать органы власти.
Выборы - одна из высших форм прямой демократии, представляющая собой способ формирования органов публичной власти посредством голосования избирателей на альтернативной основе.
В РФ граждане избирают на выборах Президента РФ, членов ГД, органы местного самоуправления.
2. Человек, его права и свободы - высшая ценность.
Данный принцип является центральным в системе основ конституционного строя. Конституция РФ в ст. 2 провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагая обязанность их признания, соблюдения и защиты на государство.
Конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения.
3. Федеративное государство.
Федеративное устройство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения и полномочий. Принцип федеративного построения России определяет характер взаимоотношений между федеративным Центром и его субъектами, а также между субъектами РФ.
Федерация - это сложное государство, состоящее из ряда субъектов (государств или государственных образований), образованных по территориальному и (или) национальному признаку, объединившихся для решения общих задач.
В настоящее время Российская Федерация состоит из 85 субъектов (статья 65 КРФ): республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Основополагающие принципы российского федерализма перечислены в ст. 5 КРФ:
1) государственная целостность (то есть государственный суверенитет, независимость в международных отношениях, принадлежит только РФ, но не субъектам, единство территории, гражданства, экономического пространства).
2) единство системы государственной власти (выражается, прежде всего, в единстве системы органов государственной власти (см. с. 77 КРФ).
3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
4) равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
5) равноправие субъектов РФ (во взаимоотношениях с федеральными органами ГВ и субъектами).
4. Республиканская форма правления. Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в ее формировании.
Традиционно форма правления подразделяется на две основные разновидности - монархию и республику.
В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный срок и ответственные перед народом. В литературе выделяются две основные формы республик - президентская и парламентская.
Кроме того, ведется речь о полупрезидентской и суперпрезидентской республиках, к последней ряд ученых относит Россию.
Характеризуя Россию по форме правления, можно отметить, что это смешанная полупрезидентская республика.
5. Правовое государство.
Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека. Однако конституционная характеристика России как правового государства не подтверждается фактическим состоянием государства, а указывает направление его необходимого развития. Правовое государство - это принцип-цель. Идеал, к котрому необходимо стремиться.
6. Принцип народовластия и государственного суверенитета. Принцип народовластия провозглашен в ст. 3 Конституции РФ. Он проявляется уже в самом факте принятия Конституции на общероссийском референдуме.
Традиционно к свойствам народовластия относят единство, верховенство, полноту, неограниченность и неотчуждаемость власти народа. Все эти свойства в совокупности применительно к многонациональному народу России образуют качество народного суверенитета.
Суверенитет народа - это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которая вбирает само общество. Основные каналы реализации народного суверенитета - это государственный и национальный суверенитет.
Главный канал реализации национального и народного суверенитета - государство, закрепляющее суверенные права народов, этносов в правовой форме. Понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства.
В современной науке конституционного права разрабатывается новая категория - суверенная демократия, идея которой состоит в признании суверенности народа, посредством различных демократических процедур реализующего свою власть, независимость которой обеспечивается суверенитетом государства в условиях сохранения России.
Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации:
Экономические основы конституционного строя. Свобода экономической деятельности отражается в ряде принципов:
- единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг, что означает невозможность внутри территории РФ установления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг (ст. 74 Конституции РФ);
- поддержка конкуренции - основополагающий принцип рыночной экономики, который обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке;
- равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства и частной инициативы;
- многообразие и равная защита всех форм собственности.
Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Духовные основы:
Светское государство. Светский характер Российской Федерации закреплен в ст. 14 Конституции РФ. Светское - это такое государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Данный принцип характеризуется следующим:
1) отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких-либо государственных функций, не сопровождает свою деятельность религиозными обрядами и т.д. Религиозные объединения, в свою очередь, не участвуют в выборах органов власти, не участвуют в политической деятельности, не могут создавать свои подразделения в органах государственной и местной власти;
2) отделение школы от церкви. Однако религиозные организации вправе создавать собственные образовательные учреждения;
3) невозможность установления государственной или общеобязательной религии. Веровать или не веровать - личное дело каждого;
4) равенство религиозных объединений перед законом.
Таким образом, принцип светского государства дает возможность государству сохранять самостоятельность в условиях многоконфессионального общества, что не исключает его взаимодействия с религиозными объединениями, и прежде всего традиционными (православие, ислам, буддизм).
Идеологическое и политическое многообразие. Данный принцип закреплен в ст. 13 Конституции РФ, и его основными характеристиками являются:
- идеологическое многообразие как возможность нормального сосуществования в обществе различных (противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе самостоятельно или совместно свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи;
- невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Это означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению и государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве обязательной;
- принцип политического многообразия (многопартийность) есть свобода образования и деятельности политических партий, выражающих волю населения или отдельных его субъектов, что исключает возможность партийной монополии, ущемление прав других, менее влиятельных, партий;
- свобода общественных объединений, включая и политические партии;
- пределы идеологического и политического многообразия, которые не могут быть безграничны (ст. 13 Конституции РФ устанавливает ряд запретов в отношении общественных объединений).