Принципы конституционно-правового статуса личности 207
г) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;
д) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;
е) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 19 провозглашает: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Принцип равенства предполагает правовое равенство граждан, принадлежащих к любой национальности или расе. Равенство граждан независимо от национальности и расы достигается путем обеспечения прав граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам, наравне с другими гражданами государства, а также закрепления специальных прав для коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
Конституция РФ и все российское законодательство в целом обеспечивают для граждан различных национальностей равные юридические возможности пользоваться родным языком в государственных и общественных организациях, обучать детей на родном языке, публиковать печатные издания, вести передачи по радио и телевидению на национальном языке. Национальное равноправие граждан Российской Федерации выражается также в их праве развивать национальную культуру, быть представленными во всех государственных органах. Конституция РФ запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).
Принцип признания прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваемый правосудием. Важнейшим положением ст. 18 Конституции РФ является закрепление основных прав, свобод человека и гражданина непосредственно действующими. В данной конституционной срор-208 Глава 9. Понятие... конституционно-правового статуса личности
муле четко прописано наделение прав и свобод человека и гражданина качеством непосредственности, не требующим дополнительного признания в иных законодательных актах, уточнения со стороны государственных органов или должностных лиц. Иными словами, при разрешении споров, рассмотрении дел возможно прямое использование текста Конституции РФ. Непосредственное действие основных прав и свобод человека и гражданина вытекает также и из содержания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой нормы Конституции имеют высшую юридическую силу, прямое действие. Свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических лиц, нарушающие основные права и свободы личности, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В правовом государстве конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе и тем самым устанавливать, что никому -ни частному лицу, ни органу государственной власти, ни органу местного самоуправления -не может быть дозволено то, что ущемляет минимальную неотчуждаемую свободу индивида.
Только через конституцию может быть обеспечен высокий юридический статус личности, первичного субъекта демократии как народовластия. Это обеспечивается посредством провозглашения в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод -высшей ценностью. «Не человек создан для государства, а государство для человека, -таков теперь главный принцип их отношений»1.
Идею непосредственного действия норм Конституции РФ, закрепляющей основные права и свободы человека и гражданина, подтверждает и порядок внесения изменений в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Согласно ст. 135 «положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием». Для изменения этих глав установлен усложненный порядок внесения изменений и дополнений, вплоть до созыва специального Конституционного Собрания, которое