Принципы конституционно-правового статуса личности 207

г) воздерживаться от совершения каких-либо дискрими­национных актов или действий в отношении женщин и га­рантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

д) принимать все соответствующие меры, включая зако­нодательные, для изменения или отмены действующих за­конов, постановлений, обычаев и практики, которые пред­ставляют собой дискриминацию в отношении женщин;

е) отменить все положения своего уголовного законо­дательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

Конституция РФ в ч. 3 ст. 19 провозглашает: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные воз­можности для их реализации».

Принцип равенства предполагает правовое равенство граждан, принадлежащих к любой национальности или расе. Равенство граждан независимо от национальности и расы достигается путем обеспечения прав граждан, принадле­жащих к национальным меньшинствам, наравне с другими гражданами государства, а также закрепления специальных прав для коренных малочисленных народов и националь­ных меньшинств.

Конституция РФ и все российское законодательство в целом обеспечивают для граждан различных националь­ностей равные юридические возможности пользоваться родным языком в государственных и общественных орга­низациях, обучать детей на родном языке, публиковать пе­чатные издания, вести передачи по радио и телевидению на национальном языке. Национальное равноправие граж­дан Российской Федерации выражается также в их праве развивать национальную культуру, быть представленными во всех государственных органах. Конституция РФ запре­щает любые формы ограничения прав граждан по призна­кам социальной, расовой, национальной, языковой или ре­лигиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Принцип признания прав и свобод человека и гражда­нина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления, и обеспечиваемый правосудием. Важнейшим положением ст. 18 Конституции РФ является закрепление основных прав, свобод человека и гражданина непосред­ственно действующими. В данной конституционной срор-208 Глава 9. Понятие... конституционно-правового статуса личности

муле четко прописано наделение прав и свобод человека и гражданина качеством непосредственности, не требую­щим дополнительного признания в иных законодатель­ных актах, уточнения со стороны государственных органов или должностных лиц. Иными словами, при разрешении споров, рассмотрении дел возможно прямое использова­ние текста Конституции РФ. Непосредственное действие основных прав и свобод человека и гражданина вытекает также и из содержания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, соглас­но которой нормы Конституции имеют высшую юридиче­скую силу, прямое действие. Свободы человека и гражда­нина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических лиц, нарушающие основные права и свободы личности, могут быть обжалованы в судебном порядке.

В правовом государстве конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свобо­ды индивида в данном обществе и тем самым устанавливать, что никому -ни частному лицу, ни органу государственной власти, ни органу местного самоуправления -не может быть дозволено то, что ущемляет минимальную неотчуждаемую свободу индивида.

Только через конституцию может быть обеспечен вы­сокий юридический статус личности, первичного субъекта демократии как народовластия. Это обеспечивается посред­ством провозглашения в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод -высшей ценностью. «Не человек создан для государства, а государство для человека, -таков теперь главный принцип их отношений»1.

Идею непосредственного действия норм Конститу­ции РФ, закрепляющей основные права и свободы чело­века и гражданина, подтверждает и порядок внесения из­менений в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Согласно ст. 135 «положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Феде­рации не могут быть пересмотрены Федеральным Собра­нием». Для изменения этих глав установлен усложненный порядок внесения изменений и дополнений, вплоть до со­зыва специального Конституционного Собрания, которое

Наши рекомендации