Компетенция Российской Федерации
Предметы ведения и полномочия Российской Федерации закреплены в ст. 71 и 72, а также в гл. 4–6 Конституции РФ, Федеративном и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий.
Предметы ведения -это урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни, в которых реализуются полномочия Российской Федерации. Полномочия -это права и обязанности, реализуемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации в рамках ее предметов ведения. Предметы ведения и полномочия в совокупности составляют компетенцию Российской Федерации.
Конституция РФ выделяет два вида компетенции Российской Федерации: 1) исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации; 2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.
К исключительной компетенции Российской Федерации относятся те предметы ведения и полномочия, которые реализуются только федеральными органами государственной власти. По совместным предметам ведения федеральные органы государственной власти принимают основополагающие нормативные правовые акты, которые потом могут детализироваться и конкретизироваться с учетом национальных, исторических, экономических, культурных условий развития конкретного субъекта РФ его законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.
Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный правовой акт (ст. 72, ч. 2 ст. 76, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Однако после издания федерального закона акт субъекта РФ Должен быть приведен в соответствие с ним, что следует из ч. 5 ст. 76 Конституции РФ Объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Полномочия Российской Федерации целесообразно рассматривать посредством выделения определенных групп полномочий но основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэкономические связи; оборона и государственная безопасность.
Исключительная компетенция Российской Федерации определена в ст. 71 Конституции РФ. К ней отнесено лишь то, что необходимо для защиты суверенитета Российской Федерации, а также прав и свобод российского гражданина. В сфере государственного строительства и правотворчества в исключительном ведении Российской Федерации находятся;
•/ принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; ^ федеративное устройство и территория РФ; ^ установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; ^ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития России;
•/ судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процес-суальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; ^ федеральное коллизионное право; ^ федеральная государственная служба; ^ государственные награды и почетные звания РФ; •/ определение статуса государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
В сфере правового статуса личности к исключительному ведению Российской Федерации к лице ее федеральных органов государственной власти отнесено:
•/ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
^ гражданство Российской Федерации;
•/ объявление амнистии и помилования;
•/ награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий России, высших воинских и высших специальных званий;
•/ назначение Государственной Думой и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
В сфере экономического, социального и культурного развития России в исключительном ведении Российской Федерации находятся:
^ федеральная государственная собственность и управление ею;
•^ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
^ установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
^ федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
^ федеральные энергетические системы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
« деятельность в космосе;
« метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В сфере международных отношений и внешнеэкономических связей Российской Федерации принадлежат следующие исключительные полномочия;
внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры России;
вопросы войны и мира;
^ внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
-/ введение Президентом РФ на территории России или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.
В сфере обороны и государственной безопасности Российская Федерация решает такие вопросы, как:
^ защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
/ оборона и безопасность;
•/ оборонное производство;
•/ определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
^ производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
^ ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.