Компетенция субъектов Российской Федерации.

Предметы ведения и полномочия субъектов РФ можно подразделить на два вида:

1) совместные предметы веде­ния и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, определенные в ст. 72 Конституции РФ;

2) исключитель­ные полномочия и предметы ведения субъекта РФ. Они устанавливаются на основе правила, вытекающего из ст. 77 (ч- 1) Конституции РФ, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов РФ, не затраги­вающие конституционные основы и прерогативы федераль­ного законодателя, определяются ими самостоятельно.

Совместные предметы ведения и полномочия Россий­ской Федерации можно классифицировать по следующим группам.

В сфере государственного строительства и правотвор­чества в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

«/ обеспечение соответствия конституций и законов ре­спублик, уставов, законов и иных нормативных пра-ВОВБ1Х актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

•/ административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

^ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

^ кадры судебных и правоохранительных органов; адво­катура, нотариат;

•/ установление общих принципов организации систе­мы органов государственной власти и местного са­моуправления;

^ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

•/ режим пограничных зон;

^ координация международных и внешнеэкономиче­ских связей субъектов РФ, выполнение международ­ных договоров РФ.

В сфере правового статуса личности к совместному ве­дению Российской Федерации и ее субъектов относятся:

^ защита прав и свобод человека и гражданина;

^ защита прав национальных меньшинств;

•/ защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

В сфере экономического и социально-культурного раз­вития в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

•/ вопросы владения, пользования и распоряжения зем­лей, недрами, водными и другими природными ресур­сами;

•" разграничение государственной собственности;

•^ природопользование;

^ охрана окружающей среды и обеспечение экологиче­ской безопасности;

V особо охраняемые природные территории;

•^ охрана памятников истории и культуры;

/ общие вопросы воспитания, образования, науки, куль­туры, физической культуры и спорта;

V координация вопросов здравоохранения, защита се­мьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

•/ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихий­ными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их по­следствий.

Исключительная компетенция субъектов РФ определя­ется конституциями и уставами субъектов РФ. В нее вхо­дят все полномочия, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов го­сударственной власти субъектов Федерации.

К числу полномочий субъекта РФ относятся:

•/ принятие, изменение и дополнение конституции (устава), законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением;

•^ установление административно-территориального устройства;

•/ определение системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами органи­зации законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти, установ­ленными федеральным законом, а также формирование органов государственной власти субъекта РФ;

•/ государственная служба субъекта РФ;

^ организация и развитие местного самоуправления;

^ учреждение и присвоение почетных званий и премий субъекта Федерации;

• государственная собственность субъекта Федерации и управление ею;

^ определение политики и принятие программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития субъекта Федерации; финансовое, валютное, денежно-кредитное регулиро­вание в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;

бюджет, налоги, пошлины и сборы, внебюджетные фонды субъекта Федерации;

международные и внешнеэкономические связи субъ­екта Федерации;

^ иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий ее органов го­сударственной власти по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и субъекта Федерации.

43. Основания и порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации

.

В Российской Федерации за субъектами РФ не закрепляется пра- во выхода из состава федерации в одностороннем порядке. (учебник)

Наши рекомендации