Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

План:

1. Понятие и признаки органа исполнительной власти.

2. Виды органов исполнительной власти.

3. Основные принципы их организации и деятельности.

4. Полномочия Президента Российской Федерации как главы государства в сфере исполнительной власти.

5. Правительство Российской Федерации — высший орган испол-нительной власти: состав, структура, основы компетенции. Организация взаимодействия Правительства РФ с другими государственными органами.

6. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рекомендации по самостоятельному изучению темы: Государственные органы – особый вид организаций людей, которые обладают следующими признаками: • являются организованными коллективами; • являются автономными частями государственного аппарата; • осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес; • действуют от имени государства и в то же время от своего имени; • обладают собственной компетенцией; • несут ответственность перед государством за свою деятельность; В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации. В первом вопросе необходимо дать понятие и признаки органа исполнительной власти. Во втором вопросе необходимо представить классификации видов органов исполнительной власти. По третьему вопросу нужно изложить основные принципы организации деятельности органов исполнительной власти. По четвёртому вопросу необходимо определить основные полномочия Президента РФ в отношении исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. По пятому вопросу следует рассмотреть состав, структуру, основные полномочия Правительства РФ.

По шестому вопросу необходимо рассмотреть систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. По седьмому вопросу необходимо определить и рассмотреть органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база: 1. Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1997, № 51, ст. 5712; 3. Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005. 4. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2004, № 13, ст. 1188; 5. Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2004, № 11, ст. 945; 6. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2012, №22 ст. 2754; 7. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации», (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2004, № 23, ст. 2313; 8. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2005, № 50, ст. 5311; 9. Устав города Москвы от 28.06.1995 (с изм. и доп.) // Вестник мэрии Москвы. 2001. № 18;

Литература:

1. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я. – М., Инфра-М. 2006.

2. Ананов И.Н. Министерства в СССР. – М., 1960.

3. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5.

4. Козлов Ю.М. Органы государственного управления. – М., 1960.

5. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право РФ. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-издат, 2013. Контрольные вопросы по теме: 1. Каковы основные признаки органа исполнительной власти? 2. Какие выделяются виды органов исполнительной власти? 3. В чем состоят полномочия Президента РФ по отношению к исполнительной власти? 4. Какова структура Правительства РФ? 5. Что представляет собой система и структура федеральных органов исполнительной власти? 6. Укажите правовые основы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Темы контрольных работ и рефератов: 1. Органы исполнительной власти: понятие, виды, особенности их правового статуса. 2. Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти. 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ. 4. Правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. 5. Президент Российской Федерации и его полномочия в сфере исполнительной власти. 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: виды и правовой статус. 7. Компетенция органов исполнительной власти. 8. Исполнительная власть и местное самоуправление.

Задачи по теме:

1. Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти:

- департамент потребительского рынка областной администрации;

- научно-исследовательский институт;

- Российская академия наук;

- территориальное управление службы по защите прав потребителей;

- лесное хозяйство (лесхоз);

- начальник пограничного отряда;

- Администрация Президента РФ;

- районная управа в г. Москве;

- правительство области;

- администрация сельского поселения.

2. Руководитель федерального министерства своим приказом обязал одноименные министерства республик и отраслевые органы других субъектов РФ: ежеквартально представлять отчёты об итогах производственной деятельности; выделить своих представителей в состав коллегии министерства. В приказе предусматривалась дисциплинарная ответственность руководителей соответствующих органов исполнительной власти в случае неисполнения ими предусмотренных обязанностей.

Законны ли действия федерального министра?

Какие субъекты права и в какой форме вправе предпринять меры, связанные с изданием такого приказа?

При каких условиях издание такого приказа допустимо?

3. Правительство республики, входящей в состав РФ, приняло постановление, в соответствии с которым территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, действующие на территории республики, были включены в единую систему органов исполнительной власти данной республики со всеми вытекающими из этого организационно-правовыми последствиями (назначение руководителей территориальных органов, определение их структуры, штатов и т.п.).

Есть ли в данном случае нарушения действующих административно-правовых норм? Назовите правовые акты, которыми регламентируется решение подобного вопроса. Кто, в какой форме и в каком порядке вправе принимать меры в связи с изданием такого постановления? Какие меры могут быть приняты?

4. Любая управленческая система предполагает ту или иную степень «соподчинения». Однако многие органы исполнительной власти, а также исполнительные органы не связаны отношениями «организационной подчиненности». Нет ли здесь противоречия?

Как можно решить данную проблему применительно к:

- отношениям в рамках системы субъектов исполнительной власти;

- отношениям между субъектами исполнительной власти и негосударственными формированиями;

- отношениям между субъектами исполнительной власти и гражданами?

5. Какие изменения внесены в систему федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314? Этим же указом предусмотрено разделение регулятивных, разрешительных, контрольных и распорядительных функций в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Проведите такое разделение, используя в этих целях метод анализа компетенции соответствующих органов. Ответьте на вопрос: чем различаются упомянутые функции?

Кейсы (казусы) к практическому занятию:

Кейс 1. Прораб СМУ № 14 Кусков распорядился отвезти и высыпать в лесу бытовые отходы, собранные после подготовки жилого дома к сдаче. Водитель автомашины ЗИЛ-130 Ветров был задержан лесничим Беляковым после выгрузки мусора. Ветров пояснил лесничему, что приказание ссыпать в лесу бытовые отходы получил от прораба Кускова. Лесничий за засорение леса бытовыми отходами составил на Ветрова и Кускова протокол об административном правонарушении. Административная комиссия, получив материалы дела, оштрафовала обоих. Прокурор вынес протест на постановление административной комиссии.

Вопросы и задания к кейсу:

Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации.

Содержится ли в действиях Ветрова и Кускова состав административного правонарушения? Если да, то, какого?

Были ли у прокурора основания для опротестования постановления административной комиссии?

Дополнительное задание. Составьте проект протеста прокурора, исходя из условий задачи.

Кейс 2. Конституция РФ устанавливает правовое положение Правительства РФ в качестве высшего органа исполнительной власти, а одним из базовых принципов организации исполнительной власти называет ее единство. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации» предусматривает возможность осуществления руководства федеральными органами исполнительной власти непосредственно Президентом РФ, что находит отражение в Структуре федеральных органов исполнительной власти. Утвержденная Указом Президента РФ Структура федеральных органов исполнительной власти позволяет разграничить федеральные органы исполнительной власти на две группы: подчиненные Президенту РФ и подчиненные Правительству РФ.

Вопросы и задания к кейсу:

Изложите содержание вопроса с указанием на его проблемный характер в целом и каждой его части.

Определите, присутствует ли здесь коллизия правовых норм. При выявлении коллизии предложите возможные способы ее разрешения.

Наши рекомендации