Тема 3.2 Права и обязанности родителей и детей

Личные права и обязанности, родителей и детей, их взаи­мосвязь. Пределы осуществления личных родитель­ских прав по отношению к детям.

Права несовершеннолетних детей; на воспитание в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на, защиту своих прав и законных интересов, на выражение своего умения. Конвенция о правах ребенка как источник права. Правила опре­деления ребёнку имени, отчества, фамилии, национальности, гражданства и изменения этих элементов его лично-правового статуса. Имущественные права ребёнка в семье.

Права и обязанности родителей: по воспитанию и образо­ванию детей, по защите прав и интересов детей и представитель­ство от их имени. Правила осуществления родителями родитель­ских прав и заключение соглашений между ними. Споры о вос­питании детей между родителями, разрешаемые в администра­тивном порядке. Разрешение споров между родителями о детях и судебном порядке (споры о устранении препятствий в участии отдельно проживающего родителя в общении и воспитании ре­бенка, споры о проживании ребенка с одним из родителей, об ис­требовании своих детей у третьих лиц).

Ответственность родителей за ненадлежащее выполне­ние своих родительских обязанностей и превышение пределов осу­ществления своих прав. Основание, порядок и последствия ли­шения родителей родительских прав. Восстановление в роди­тельских правах. Ограничение в родительских правах. Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью.

Имущественные права и обязанности родителей и детей в семье. Право долевой собственности на общее имущество и пра­во раздельной собственности на имущество каждого из них. Основания владения и пользования родителями и детьми имуще­ством друг друга в семье. Формы контроля за доверительным управлением родителями имуществом детей и формы контроля ро­дителей за распоряжением совершеннолетними детьми своим имуществом.

Тема 3.3 Алиментные обяза­тельства членов семьи.

Сущность диспозитивного характера правового регулиро­вания алиментных обязательств членов семьи. Али­ментные обя­зательства родителей и детей. Обязанность родителей достав­лять содержание своим несовершеннолетним детям. Размер алиментов при взысканий в судебном по­рядка. Основания умень­шения или увеличения установленного законом размера алимен­тов. «Учёт видов» заработка и при удержании алиментов. Взыс­кание, алиментов на несовершеннолетних детей в твёрдой де­нежной сумме (основание, определение размеров суммы). Взыс­кание и расходование алиментов на детей, постоянно находящих­ся в воспитательных, учебных и других уч­реждениях.

Алиментные обязательства других членов семьи: обязан­ности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолет­них и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков, обязан­ность внуков по содержанию дедушки и бабушки, обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей, обя­занности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в су­дебном порядке

Тема 3.4 Личные и имуще­ственные правоотноше­ния между другими чле­нами семьи

Обязанность родителей по содержанию совершеннолет­них нетрудоспособных детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей и осуще­ствление заботы о них. Определение размеров алиментов с детей. Освобождение детей от этой обязанности. Участие родителей в дополнительных расходах на детей и участие детей в дополни­тельных расходах на родителей.

Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников.

Тема 3.5 Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания али­ментов

Соглашение об уплате алиментов. Порядок заключения, изменения, расторжения, признания соглашения недействитель­ным. Форма, размер, способы и по­рядок уплаты алиментов по соглашению. Порядок уплаты алиментов и взыскание алиментов. Добровольное предоставление материального содержания детям, родителям, супругам другим членам семьи. Принудитель­ное взыскание алиментов по решению суда, сроки предъявления к удовлетворению требований об алиментах, обязанности орга­низаций, производящей удержание алиментов. Задолженность по уплате алиментов. Определение разме­ра задолженности и порядок взыскания. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Злостное уклонение от уплаты алиментов. Изменение установленного судом размера алиментов и осво­бождение от уплаты алиментов. Прекращение алиментных обяза­тельств.

Тема3.6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление

Основные формы воспитания детей, оставшихся без попе­чения родителей: усыновление, опека (попечительство), прием­ная семья.

Усыновление, удочерение детей. Понятие и значение усы­новления. Субъекты семейно-правового – отношения усыновле­ния и предъявленные к ним требования. Порядок и условия усы­новления. Охрана тайны усыновления. Правовые послед­ствия. Особенности усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Отмена усыновления: основа­ния и правовые последствия.

Опека и попечительство. Правовой институт опеки и по­печительства. Отраслевая принад­лежность. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Приемная семья. Образование приемной семьи, приемные родители и дети. Договор о передаче детей на воспитание в се­мью, порядок заключения, стороны, условия договора, права и обязанности сторон.

Семейно-правовые и гражданско-правовые обязанности приемных родителей Контроль за деятельностью приемных ро­дителей. Прекращение договора о передаче детей на воспитание в семью.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы

1 Подготовка докладов по теме раздела 1 «Се­мья по семейному праву.

2 Се­мейное правоотношение».

3 Установление происхождения детей. Анализ судебной практики.

4 Эссе по темам раздела 3 «Правоотношения между родите­лями и детьми, а также другими членами семьи».

5 Эссе по темам раздела 2 «Право­отношения между супругами».

6 Подготовка и сдача реферата с докладом.

Решение ситуационных задач

Задача № 1.

Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в ЗАГС с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы ЗАГСа отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается.

Законны ли действия ЗАГСа? Когда супруги вправе решать вопрос о перемене фамилии? Допускается ли двойная фамилия по законодательству РФ?

Задача № 2.

Харисова и Князев в течение двух лет состояли в близких отношениях без оформления брака. 2 мая 1996 г. Князев погиб при исполнении трудовых обязанностей. 1 февраля 1997 г. у Харисовой родился сын. Она обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания Князевым отцовства, указав, что они жили одной семьей, ждали ее беременности. Князев был очень огорчен тем, что у них нет детей, о чем было известно всем их друзьям и родителям Харисовой. О своей беременности Харисова узнала вскоре; после смерти Князева. Их с Князевым общие знакомые хотя и сочувствовали ей, но были рады, что у нее останется память о любимом человеке. Установление факта признания отцовства необходимо Харисовой для оформлении пенсии по случаю гибели кормильца и наследства. Против установления факта признания отцовства возражала мать Князева как единственная его наследница. Она пояснила суду, что этот ребенок рожден не от Князева, так как у него вряд ли могли быть дети. От бесплодия он никогда не лечился, но его первая жена расторгла с ним брак по причине отсутствия беременности. Сейчас она замужем за другим мужчиной, и у нее родился сын. Сожительствуя с Харисовой, Князев также не имел детей, о чем очень сожалел, так как у них с Харисовой сложились хорошие отношения.

Как решить дело? Какой факт и в каком порядке подлежит установлению в данном случае?

Задача № 3.

Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.

Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова?

Задача № 4.

Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью. Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их. Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате.

Законны ли действия органов опеки? Как решить дело?

Задача № 5.

Шумилин 17 лет вступил в брак с Ушаковой 15 лет. Брачный возраст им был снижен в установленном законом порядке. Ушакова имела ребенка в возрасте 1 .года. Шумилин пожелал его усыновить и обратился в органы опеки, чтобы собрать все необходимые документы. Мать Ушаковой, опекун внука, возражала против усыновления, так как сама хотела усыновить ребенка. Однако жена Шумилина давала согласие на усыновление только мужу, сама при этом просила сохранить за ней родительские права. Органы опеки разъяснили Шумилину, что до 18 лет он не может быть усыновителем, а после 18 лет он должен встать на централизованный учет кандидатов в усыновители. Также на централизованный учет должен быть поставлен ребенок. Но практически усыновление невозможно, пока его жене не исполнится 18 лет, так как против усыновления возражает опекун ребенка, т.е. его бабушка, без согласия которой усыновление не допускается. Согласие матери ребенка не имеет правового значения, так как она сама является несовершеннолетней.

Законны ли разъяснения органов опеки? Какие требования предъявляют к кандидатам в усыновители? Имеет ли правовое значение согласие на усыновление, данное несовершеннолетними родителями ребенка?

Задача № 6.

Болотова и Вишневский имели сына Владимира, в отношении которого они были лишены родительских прав Владимир был помещен на воспитание в детский дом. Администрация детского дома предъявила родителям ребенка иск о взыскании алиментов. Суд взыскал в пользу детского учреждения на содержание ребенка алименты в размере 1/4 заработка родителей, т.е. с каждого из родителей по 1/8 их заработка. Алименты поступали в адрес администрации, которая приходовала деньги и тратила на содержание детей, находящихся в детском доме.

Законны ли решения суда и действия администрации детского учреждения? Каков порядок расходования алиментов на ребенка, помещенного в детское учреждение?

Задача № 7.

Г. И. Королева при регистрации брака с Белоусовым заявила, что желает носить его фамилию. Просьба была удовлетворена. Через несколько дней Королева, теперь уже Белоусова, пришла в орган загса и стала просить оставить ей добрачную фамилию, так как против новой фамилии возражают ее дети от первого брака 14 и 16 лет.

Должен ли орган загса удовлетворить просьбу Белоусовой?

Задача № 8.

Анатолий Смирнов решил вступить в брак с Раисой Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Раисы Волошиной не состояла в браке с отцом Анатолия Смирнова, но при рождении Раисы по совместному заявлению ее матери и отца Анатолия было установлено отцовство, т.е. отце Анатолия признал Раису своей родной дочерью, о чем была произведена актовая запись в книги регистрации рождений.

Со ссылкой на правовые нормы поясните, возможно ли заключение брака между Анатолием Смирновым и Раисой Волошиной.

Задача № 9.

Гражданка Ковалева обратилась в суд с исковым заявлением о расторжении брака с И. Г. Ковалевым. В заявлении она указала, что проживает с мужем более 15 лет, от брака имеет сына 14 лет. Последние два года Ковалев злоупотребляет спиртными напитками, не дает деньги на нужды семьи, устраивает скандалы, оскорбляет ее в присутствии сына, часто не ночует дома. Семья фактически распалась, поэтому она просит брак расторгнуть и взыскать с Ковалева алименты на содержание сына. В судебном заседании Ковалев иск не признал и просил суд брак не расторгать, обещал, что он изменит свое поведение и отношение к жене и сыну. Суд своим определением назначил супругам срок для примирения в три месяца. По истечении трех месяцев в судебном заседании Ковалева вновь потребовала расторжения брака, так как Ковалев поведения не изменил и семья не восстановилась. Ковалев вновь иск не признал и просил брак не расторгать.

На основании какого принципа семейного права суду следует разрешить дело?

Задача № 10.

Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекратились. Ипатова родила сына, который умер, не прожив и трех месяцев. Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака согласия не дает, отказал Кореневу в приеме искового заявления и предложил вновь обратиться в суд через 10 месяцев. Правильно ли поступил судья? При ответе сошлитесь на конкретную норму СК.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)

Таблица 8 -Результаты освоения компетенции

Код компетенции Наименование компетенции Этапы формирования (наименование тем) Виды работ обучающихся Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.)
ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Источники семейного права Аналитическая обработка текста. Опрос
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе Семья по семейному праву. Семейные правоотношения Доклад Оценивание качества работы
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону Личные и имущественные правоотношения между супругов Анализ судебной практики Опрос
ПК-15 способен толковать различные правовые акты Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов Анализ нормативно-правовых актов Опрос
ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление Анализ нормативно-правовых актов Опрос

5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации

Тематика эссе, рефератов

1 Принципы семейного права, их классификация и реализа­ция в нормах права.

2 Значение норм общежития и морали, а также судебной практи­ки для регулирования семейных отношений.

3 Понятие семьи по семейному праву.

4 Юридические факты и юридические (фактические) соста­вы в семейном праве, их классификация по содержанию и юри­дическим последствиям.

5 Юридические последствия осуществления семейных прав.

6 Зашита прав, вытекающих из брачно-семейных отноше­ний.

7 Государственная регистрация брака и ее юридическое значение.

8 Недействительность брака, основания признания брака недействительным.

9 Основания и правовые по­следствия прекращения брака.

10 Личные и имуще­ственные правоотноше­ния между супругами.

11 Ответственность супругов по обязательствам, обращение взыскания на имущество супругов.

Наши рекомендации