Тема 3.2 Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности, родителей и детей, их взаимосвязь. Пределы осуществления личных родительских прав по отношению к детям.
Права несовершеннолетних детей; на воспитание в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на, защиту своих прав и законных интересов, на выражение своего умения. Конвенция о правах ребенка как источник права. Правила определения ребёнку имени, отчества, фамилии, национальности, гражданства и изменения этих элементов его лично-правового статуса. Имущественные права ребёнка в семье.
Права и обязанности родителей: по воспитанию и образованию детей, по защите прав и интересов детей и представительство от их имени. Правила осуществления родителями родительских прав и заключение соглашений между ними. Споры о воспитании детей между родителями, разрешаемые в административном порядке. Разрешение споров между родителями о детях и судебном порядке (споры о устранении препятствий в участии отдельно проживающего родителя в общении и воспитании ребенка, споры о проживании ребенка с одним из родителей, об истребовании своих детей у третьих лиц).
Ответственность родителей за ненадлежащее выполнение своих родительских обязанностей и превышение пределов осуществления своих прав. Основание, порядок и последствия лишения родителей родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение в родительских правах. Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью.
Имущественные права и обязанности родителей и детей в семье. Право долевой собственности на общее имущество и право раздельной собственности на имущество каждого из них. Основания владения и пользования родителями и детьми имуществом друг друга в семье. Формы контроля за доверительным управлением родителями имуществом детей и формы контроля родителей за распоряжением совершеннолетними детьми своим имуществом.
Тема 3.3 Алиментные обязательства членов семьи.
Сущность диспозитивного характера правового регулирования алиментных обязательств членов семьи. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанность родителей доставлять содержание своим несовершеннолетним детям. Размер алиментов при взысканий в судебном порядка. Основания уменьшения или увеличения установленного законом размера алиментов. «Учёт видов» заработка и при удержании алиментов. Взыскание, алиментов на несовершеннолетних детей в твёрдой денежной сумме (основание, определение размеров суммы). Взыскание и расходование алиментов на детей, постоянно находящихся в воспитательных, учебных и других учреждениях.
Алиментные обязательства других членов семьи: обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков, обязанность внуков по содержанию дедушки и бабушки, обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей, обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке
Тема 3.4 Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи
Обязанность родителей по содержанию совершеннолетних нетрудоспособных детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей и осуществление заботы о них. Определение размеров алиментов с детей. Освобождение детей от этой обязанности. Участие родителей в дополнительных расходах на детей и участие детей в дополнительных расходах на родителей.
Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников.
Тема 3.5 Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов
Соглашение об уплате алиментов. Порядок заключения, изменения, расторжения, признания соглашения недействительным. Форма, размер, способы и порядок уплаты алиментов по соглашению. Порядок уплаты алиментов и взыскание алиментов. Добровольное предоставление материального содержания детям, родителям, супругам другим членам семьи. Принудительное взыскание алиментов по решению суда, сроки предъявления к удовлетворению требований об алиментах, обязанности организаций, производящей удержание алиментов. Задолженность по уплате алиментов. Определение размера задолженности и порядок взыскания. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Злостное уклонение от уплаты алиментов. Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от уплаты алиментов. Прекращение алиментных обязательств.
Тема3.6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление
Основные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья.
Усыновление, удочерение детей. Понятие и значение усыновления. Субъекты семейно-правового – отношения усыновления и предъявленные к ним требования. Порядок и условия усыновления. Охрана тайны усыновления. Правовые последствия. Особенности усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Отмена усыновления: основания и правовые последствия.
Опека и попечительство. Правовой институт опеки и попечительства. Отраслевая принадлежность. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Приемная семья. Образование приемной семьи, приемные родители и дети. Договор о передаче детей на воспитание в семью, порядок заключения, стороны, условия договора, права и обязанности сторон.
Семейно-правовые и гражданско-правовые обязанности приемных родителей Контроль за деятельностью приемных родителей. Прекращение договора о передаче детей на воспитание в семью.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы
1 Подготовка докладов по теме раздела 1 «Семья по семейному праву.
2 Семейное правоотношение».
3 Установление происхождения детей. Анализ судебной практики.
4 Эссе по темам раздела 3 «Правоотношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи».
5 Эссе по темам раздела 2 «Правоотношения между супругами».
6 Подготовка и сдача реферата с докладом.
Решение ситуационных задач
Задача № 1.
Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в ЗАГС с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы ЗАГСа отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается.
Законны ли действия ЗАГСа? Когда супруги вправе решать вопрос о перемене фамилии? Допускается ли двойная фамилия по законодательству РФ?
Задача № 2.
Харисова и Князев в течение двух лет состояли в близких отношениях без оформления брака. 2 мая 1996 г. Князев погиб при исполнении трудовых обязанностей. 1 февраля 1997 г. у Харисовой родился сын. Она обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания Князевым отцовства, указав, что они жили одной семьей, ждали ее беременности. Князев был очень огорчен тем, что у них нет детей, о чем было известно всем их друзьям и родителям Харисовой. О своей беременности Харисова узнала вскоре; после смерти Князева. Их с Князевым общие знакомые хотя и сочувствовали ей, но были рады, что у нее останется память о любимом человеке. Установление факта признания отцовства необходимо Харисовой для оформлении пенсии по случаю гибели кормильца и наследства. Против установления факта признания отцовства возражала мать Князева как единственная его наследница. Она пояснила суду, что этот ребенок рожден не от Князева, так как у него вряд ли могли быть дети. От бесплодия он никогда не лечился, но его первая жена расторгла с ним брак по причине отсутствия беременности. Сейчас она замужем за другим мужчиной, и у нее родился сын. Сожительствуя с Харисовой, Князев также не имел детей, о чем очень сожалел, так как у них с Харисовой сложились хорошие отношения.
Как решить дело? Какой факт и в каком порядке подлежит установлению в данном случае?
Задача № 3.
Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.
Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова?
Задача № 4.
Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью. Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их. Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате.
Законны ли действия органов опеки? Как решить дело?
Задача № 5.
Шумилин 17 лет вступил в брак с Ушаковой 15 лет. Брачный возраст им был снижен в установленном законом порядке. Ушакова имела ребенка в возрасте 1 .года. Шумилин пожелал его усыновить и обратился в органы опеки, чтобы собрать все необходимые документы. Мать Ушаковой, опекун внука, возражала против усыновления, так как сама хотела усыновить ребенка. Однако жена Шумилина давала согласие на усыновление только мужу, сама при этом просила сохранить за ней родительские права. Органы опеки разъяснили Шумилину, что до 18 лет он не может быть усыновителем, а после 18 лет он должен встать на централизованный учет кандидатов в усыновители. Также на централизованный учет должен быть поставлен ребенок. Но практически усыновление невозможно, пока его жене не исполнится 18 лет, так как против усыновления возражает опекун ребенка, т.е. его бабушка, без согласия которой усыновление не допускается. Согласие матери ребенка не имеет правового значения, так как она сама является несовершеннолетней.
Законны ли разъяснения органов опеки? Какие требования предъявляют к кандидатам в усыновители? Имеет ли правовое значение согласие на усыновление, данное несовершеннолетними родителями ребенка?
Задача № 6.
Болотова и Вишневский имели сына Владимира, в отношении которого они были лишены родительских прав Владимир был помещен на воспитание в детский дом. Администрация детского дома предъявила родителям ребенка иск о взыскании алиментов. Суд взыскал в пользу детского учреждения на содержание ребенка алименты в размере 1/4 заработка родителей, т.е. с каждого из родителей по 1/8 их заработка. Алименты поступали в адрес администрации, которая приходовала деньги и тратила на содержание детей, находящихся в детском доме.
Законны ли решения суда и действия администрации детского учреждения? Каков порядок расходования алиментов на ребенка, помещенного в детское учреждение?
Задача № 7.
Г. И. Королева при регистрации брака с Белоусовым заявила, что желает носить его фамилию. Просьба была удовлетворена. Через несколько дней Королева, теперь уже Белоусова, пришла в орган загса и стала просить оставить ей добрачную фамилию, так как против новой фамилии возражают ее дети от первого брака 14 и 16 лет.
Должен ли орган загса удовлетворить просьбу Белоусовой?
Задача № 8.
Анатолий Смирнов решил вступить в брак с Раисой Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Раисы Волошиной не состояла в браке с отцом Анатолия Смирнова, но при рождении Раисы по совместному заявлению ее матери и отца Анатолия было установлено отцовство, т.е. отце Анатолия признал Раису своей родной дочерью, о чем была произведена актовая запись в книги регистрации рождений.
Со ссылкой на правовые нормы поясните, возможно ли заключение брака между Анатолием Смирновым и Раисой Волошиной.
Задача № 9.
Гражданка Ковалева обратилась в суд с исковым заявлением о расторжении брака с И. Г. Ковалевым. В заявлении она указала, что проживает с мужем более 15 лет, от брака имеет сына 14 лет. Последние два года Ковалев злоупотребляет спиртными напитками, не дает деньги на нужды семьи, устраивает скандалы, оскорбляет ее в присутствии сына, часто не ночует дома. Семья фактически распалась, поэтому она просит брак расторгнуть и взыскать с Ковалева алименты на содержание сына. В судебном заседании Ковалев иск не признал и просил суд брак не расторгать, обещал, что он изменит свое поведение и отношение к жене и сыну. Суд своим определением назначил супругам срок для примирения в три месяца. По истечении трех месяцев в судебном заседании Ковалева вновь потребовала расторжения брака, так как Ковалев поведения не изменил и семья не восстановилась. Ковалев вновь иск не признал и просил брак не расторгать.
На основании какого принципа семейного права суду следует разрешить дело?
Задача № 10.
Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекратились. Ипатова родила сына, который умер, не прожив и трех месяцев. Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака согласия не дает, отказал Кореневу в приеме искового заявления и предложил вновь обратиться в суд через 10 месяцев. Правильно ли поступил судья? При ответе сошлитесь на конкретную норму СК.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)
Таблица 8 -Результаты освоения компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Этапы формирования (наименование тем) | Виды работ обучающихся | Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.) |
ОК-2 | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Источники семейного права | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ОК-5 | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Семья по семейному праву. Семейные правоотношения | Доклад | Оценивание качества работы |
ОК-6 | имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | Личные и имущественные правоотношения между супругов | Анализ судебной практики | Опрос |
ПК-15 | способен толковать различные правовые акты | Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов | Анализ нормативно-правовых актов | Опрос |
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление | Анализ нормативно-правовых актов | Опрос |
5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации
Тематика эссе, рефератов
1 Принципы семейного права, их классификация и реализация в нормах права.
2 Значение норм общежития и морали, а также судебной практики для регулирования семейных отношений.
3 Понятие семьи по семейному праву.
4 Юридические факты и юридические (фактические) составы в семейном праве, их классификация по содержанию и юридическим последствиям.
5 Юридические последствия осуществления семейных прав.
6 Зашита прав, вытекающих из брачно-семейных отношений.
7 Государственная регистрация брака и ее юридическое значение.
8 Недействительность брака, основания признания брака недействительным.
9 Основания и правовые последствия прекращения брака.
10 Личные и имущественные правоотношения между супругами.
11 Ответственность супругов по обязательствам, обращение взыскания на имущество супругов.