Тема 9. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите понятие и охарактеризуйте структуру конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. Охарактеризуйте элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
3. Каковы критерии определения перечня предметов ведения Российской Федерации? Охарактеризуйте предметы ведения Российской Федерации.
4. Охарактеризуйте конституционно-правовой механизм разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
5. Каковы принципы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации?
6. Охарактеризуйте полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
7.Каковы конституционно-правовые основы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях.
Задача 1.
После проведения международного футбольного матча группа российских болельщиков, празднуя победу, расстелила на барной стойке флаг Российской Федерации. Управляющий баром предложил убрать флаг с барной стойки, т.к., по его мнению, это является надругательством над одним из государственных символов России. Прав ли управляющий баром?
Задача 2.
Проанализируйте Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан». (Текст Определения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 2000 г. N 29 ст. 3117, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2000 г., N 5). Какие правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по поводу суверенитета Российской Федерации, равноправия всех субъектов Российской Федерации, положений Федеративного договора, предусматривавших суверенитет республик и позволявших тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, выражены в этом документе? Письменно охарактеризуйте эти позиции и оцените их обоснованность.
Тема 10. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите понятие и охарактеризуйте структуру конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. В чем заключаются особенности нормативных правовых актов, закрепляющих конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации? Какие проблемы обеспечения равноправия субъектов Российской Федерации вам известны?
2. Охарактеризуйте элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
3. Охарактеризуйте наименование, виды и количество субъектов Российской Федерации. В чем заключаются особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации?
4. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус республики как субъекта Российской Федерации.
5. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения как субъектов Российской Федерации.
6. Охарактеризуйте Челябинскую область как субъект Российской Федерации.
7. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа как субъектов Российской Федерации. Каковы особенности правового регулирования отношений органов государственной власти автономных округов, входящих в состав края (области), с органами государственной власти края (области).
8. Каким образом осуществляется изменение статуса субъекта Российской Федерации? Каковы порядок и условия изменения границ между субъектами Российской Федерации? Каков порядок изменения наименования субъекта Российской Федерации?
Задача 1.
В Государственную Думу поступил проект Федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», предусматривающий создание благоприятных условий для ускоренного комплексного социально-экономического развития Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа. Депутат Государственной Думы подверг указанный проект резкой критике, указав, что создание такого рода преимуществ противоречит ст.5 Конституции РФ, устанавливающей равноправие субъектов Российской Федерации. Обоснована ли позиция депутата?
Задача 2.
Во время проведения официальной встречи высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) двух областей Российской Федерации решили образовать новый субъект Российской Федерации посредством объединения этих областей. В течение 5 дней ими был подготовлен и подписан соответствующий договор, который был направлен Президенту Российской Федерации. К договору прилагался разработанный законодательными (представительными) органами государственной власти областей проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Администрация Президента Российской Федерации уведомила высших должностных лиц, стремящихся к объединению областей, о допущенных ими нарушениях порядка образования нового субъекта Российской Федерации. Обоснована ли позиция Администрации Президента Российской Федерации?